БОТИНКИ
Г. Дубенецкий
В основу материала положены рекомендации инструкторов и личный опыт. Очень рекомендую всем интересующимся данным вопросом прочитать статьи о горнолыжных ботинках, опубликованные в журналах «SkiГорные лыжи» и «Вертикальный Мир», а также другие материалы о ботинках, размещенные на этом сайте.

Ботинки – наиболее важная деталь снаряжения. Вы можете кататься на стареньких лыжах, одевшись в спортивный костюм, ушанку и варежки, но если ботинки вам не подходят – увы, вполне возможно, что Вы никогда не получите удовольствия от катания. Более того, катание в неподходящих ботинках может затормозить прогресс в обучении, испортить тщательно спланированный отпуск, обеспечить постоянную боль в ступнях или икроножных мышцах, в лодыжке или пальцах. Если ботинки Вам не подходят, самые хорошие лыжи и самые лучшие места для катания не принесут радости. В последние годы в нашей стране появилось большое количество нового снаряжения, и стало возможным не «достать» единственную завезенную в магазины модель Dynafit подходящего размера, а выбрать наиболее подходящий по ноге, цене, классу катания и предпочтительным склонам ботинок. Даже склонам, потому что если Вы катаетесь по буграм, то в излишне жестких ботинках Вы рискуете повредить надкостницу жестким верхом языка.

Не экономьте на ботинках. Не стоит стараться купить ботинки самого последнего «модельного года», пусть даже в ущерб их потребительским качествам. Конечно, с ростом технического уровня катающегося растут и требования к снаряжению и, соответственно, его цена. Если у Вас недостаточно средств, чтобы приобрести себе новую модель нужного класса, обратите свой взгляд на рынок – масса новых ботинок, произведенных в последние несколько лет, предлагается Вашему вниманию по самым разнообразным ценам. Что касается ботинок для спортсменов, участвующих в соревнованиях – гонщиков, то даже самые серьезные «катаные» ботинки можно подобрать процентов за тридцать от стоимости модели подобного класса, продающейся в этом году в магазинах.

Хорошо подходящие ботинки будут служить вам очень долго. На ногах российских горнолыжников и сейчас еще можно встретить популярную в 80–х годах модель Alpina Demon, да и другие модели ботинок, выпущенные лет 10–15 назад. И все эти годы в них катались!

Группы ботинок

Прежде всего необходимо определить для себя, ботинки какой группы Вам нужны. Еще лет десять назад большинство производителей горнолыжных ботинок предлагали по 5–10 различных моделей для пяти групп лыжников: для начинающих, для катающихся, для детей, юниоров и гонщиков. Ассортимент ведущих компаний в сезоне 1998–1999 годов составляет более 30 моделей горнолыжных различных ботинок, причем в каждой из групп (за исключением детской) существуют также различия между мужскими и женскими моделями, а компания Nordica предлагает 5 отличающихся (и не только расцветкой) друг от друга моделей ботинок для экспертов, инструкторов и гонщиков.

Необходимость существования ботинок нескольких групп объясняется различными сочетаниями двух основных требований к ботинкам: они должны быть комфортными и в тоже время точно и быстро передавать усилие на лыжу. Различные комбинации этих, как правило, взаимоисключающих требований и приводят к необходимости создания нескольких групп ботинок. Самые простые и комфортные ботинки для детей и начинающих не рассчитаны на катание на больших скоростях и при сложном состоянии снежного покрова. В тоже время наиболее жесткие ботинки для гонщиков обеспечивают минимальный уровень комфорта – ведь основное в этой группе точность и скорость передачи усилий на лыжу при тех больших нагрузках, которые испытывают ботинки при движении лыжника по жесткому склону на высокой скорости. Именно для моделей этой группы используются самые современные и дорогостоящие материалы для обеспечения максимально возможного комфорта при минимуме объема и минимуме свободы движений для ноги. Использование таких моделей начинающим может вообще отпугнуть его от катания – ноге-то может быть очень жестко, ботинок не согнешь – какое уж тут удовольствие.

Каждая компания, производящая ботинки, использует свою систему разделения их по группам, причем число таких групп может колебаться от 4 до 10. Существующая уже больше десяти лет и ставшая для многих фирм, производящих горнолыжное снаряжение, традиционной градация «начинающий – катающийся – гонщик» (не путайте с лыжными гонками!) в настоящий момент несколько устарела. Пожалуй, все существующее многообразие моделей можно разбить на следующие группы:

Самые простые ботинки для детей и юниоров – максимально комфортные, мягкие, с очень легким обуванием–разуванием, часто с задним или центральным входом (то есть верхняя часть внешнего и внутреннего ботинка раскрывается и вперед и назад, обеспечивая удобный вход), с малым количеством клипс (иногда одна), в ботинках для самых маленьких встречается также манжета для защиты от снега. Эти ботинки предназначены для первых шагов на лыжах.

Ботинки для спортивно катающихся детей и юниоров – более сложная конструкция, в основном модели с центральным или передним входом. Для юных лыжников, занимающихся в спортивной секции. Достаточно часто представляют собой уменьшенную и облегченную модель, которую компания выпускает для гонщиков. Жесткость ботинок этой группы – до 80 кгс/град.

Ботинки для начинающих, максимально комфортные, мягкие, с очень легким обуванием–разуванием, чаще всего с центральным входом, с возможностью переключения режимов «ходьба–катание». От одной до трех пластмассовых клипс. Ботинки этой группы часто делятся на женскую и мужскую модификации. Жесткость ботинок этой группы – 15…60 кгс/град.

Ботинки для катающихся, совершенствующих свою технику. Достаточно комфортные, сочетающие варианты «центрального входа» и классического, расстегивающегося спереди, ботинка, жесткость пластика возрастает, немного увеличивается высота ботинка. Практически все ботинки этой группы делятся на женскую и мужскую модификации. Жесткость ботинок этой группы – 40…80 кгс/град.

Ботинки для хорошо катающихся, но еще не экспертов. Чаще всего классической конструкции – с передним входом. Пожалуй, в ботинках именно этой группы наблюдается наибольшее количество регулировок, позволяющих достичь максимальный комфорт и обеспечить хорошую фиксацию ноги при катании с возросшей скоростью и на более сложных склонах. Практически все ботинки этой группы также делятся на женскую и мужскую модификации. Жесткость ботинок этой группы – 60…90 кгс/град.

Ботинки экспертной группы – с «передним входом», практически обязательные конструктивные особенности для этой группы ботинок – металлические клипсы с микрорегулировкой, кантинг, изменение жесткости ботинка в передне-заднем направлении, ремень Velcro 360 в верхней части ботинка. Жесткость ботинка почти такаяже высокая, как и у моделей для гонщиков. Наиболее часто ботинки этой группы представляют собой чуть упрощенную модификацию ботинок для гонщиков. Также существуют женские и мужские модификации. Жесткость ботинок этой группы – 70…115 кгс/ град.

Ботинки гоночной группы, racing, для соревнований. В последние годы – только классическая конструкция с клипсами, раскрывающаяся спереди – передний вход, очень жесткие, минимально комфортные. Обязательные конструктивные особенности для этой группы ботинок – металлические клипсы с микрорегулировкой, кантинг, ремень Velcro 360 в верхней части ботинка. В некоторых моделях возможна регулировка жесткости ботинка, иногда выполненная в виде переключателя на два положения: жесткий или мягкий ботинок (Nordica). Под «мягким» в данном случае понимается ботинок, жесткость которого соответствует жесткости ботинка экспертного класса. Также встречается регулировка наклона ботинка (Dachstein). При изготовлении ботинок этой группы используются самые современные материалы и технологии, что объясняет самую высокую цену на ботинки этой группы. Жесткость ботинок этой группы – 100…150 кгс/град.

Жесткость ботинка

Жесткость ботинка определяет его сопротивление сгибанию вперед. В настоящее время только две компании – Nordica и Salomon характеризуют жесткость ботинка в абсолютных единицах – килограмм силы на градус прогиба. Еще ряд изготовителей определяют жесткость своих моделей в процентном отношении к жесткости гоночной модели, что позволяет сравнить (хотя и весьма приблизительно) жесткость ботинок одной группы, изготовленных различными компаниями–производителями. Часть компаний–производителей просто характеризует свои модели как «мягкие», … «жесткие», «очень жесткие».

Регулировки

В зависимости от класса ботинок, их изготовители предусматривают самые разнообразные регулировки, правильно подобранное положение которых во-первых позволяет максимально быстро подстроить ботинок под Вашу ногу, а во-вторых, помогает и учесть особенности стойки и состояния склона (например, переключатель жесткости ботинок поможет при переходе с жесткого подготовленного склона на бугры). Наиболее часто конструкция ботинок предусматривает следующие регулировки

На подавляющем большинстве моделей ботинок существуют клипсы, которые служат для фиксации ноги в ботинке. Обычно число клипс колеблется от 1 до 4, а их конструкция может оказаться самой разнообразной. В некоторых моделях с «задним входом», то есть с откидывающейся задней частью ботинка, эту же функцию выполняет большая клипса, в которую встроен специальный винт, при закручивании которого внутри ботинка затягивается фиксирующая стопу лента. Также существуют различные варианты встроенных в ботинок винтов с откидывающимся для ослабления фиксации ноги флажком, выполняющие ту же функцию. В недорогих моделях в качестве материала для клипс используется прочный пластик, можно также встретить комбинацию металл + пластик. В ботинках для гонщиков и экспертов клипсы обычно изготовлены из металла и обеспечивают возможность двух регулировок: точной (как правило микрометрический винт) и грубой (зубцы), что позволяет добиться оптимального соотношения между точностью ведения лыж (за счет максимально точной фиксации стопы и нижней части голени) и комфортом Ваших ног (за счет максимального ослабления давления на них).

Во многих моделях существует кантинг. Служит для компенсации кривизны ног при помощи регулировки наклона манжеты внутрь или наружу относительно нижней части внешнего ботинка. Если форма Ваших ног – Х–образная или О–образная, наличие кантинга для Вас просто обязательно.

Для дополнительной фиксации и плотного обхвата манжетой (верхней частью наружного ботинка) икроножной мышцы также применяется ремень (одно из торговых названий – Velcro 360), охватывающий ногу по самому верху манжеты ботинка. В последнее время в качестве материала для изготовления этого ремня используются кевларовые волокна. Затяжка позволяет максимально быстро, плотно и вместе с тем достаточно мягко обхватить икроножную мышцу и зафиксировать ее не только во внутреннем ботинке, но и относительно манжеты внешнего жесткого ботинка.

Регулировка наклона манжеты вперед–назад. Предназначена для изменения наклона ботинка с целью более точной подстройки его под стойку лыжника. Иногда совмещается с пружинной регулировкой жесткости наклона манжеты в передне–заднем направлении. Nordica и ряд других фирм используют в гоночных и экспертных моделях в качестве регулирующего элемента клинья, вставляемые сзади между внутренним и внешним ботинком.

Регулировка жесткости внешнего ботинка. Служит для повышения точности управления лыжами – чем жестче, тем точнее. В экспертных и гоночных моделях ряда ведущих компаний, например Nordica, Lange, эта регулировка имеет два положения – жесткое и мягкое, в ряде других моделей (Tecnica, Dachstein) имеется пружина с регулятором, который позволяет плавно изменять ее жесткость. Необходимо отметить, что это не означает - для более сильного и слабого спортсмена, а дифференцирует по применимости (жесткий –  Hard/SL–  специальный слалом, мягкий – Soft/GS –  слалом–гигант), или по характеру склона – жесткий или мягкий (с буграми). В моделях Salomon в ботинок встроена система Prolink, которая за Вас решает проблему изменения жесткости внешнего ботинка в зависимости от длительности усилия, приложенного к ботинку.

Переключатель «ходьба–катание». Освобождает верхнюю часть внешнего ботинка для облегчения ходьбы, стояния в очереди на подъемнике и проч.

Несколько реже можно встретить и ряд регулировок, характерных скорее для ботинок гоночной и экспертной групп:

регулировка подъема пятки. Используется для точной подгонки ботинка по ноге, в основном в области подъема и свода стопы. Исполнение самое разнообразное – подкладные элементы, регулировочные винты.

регулировка фиксации (зажима) пятки в районе ахилла. Используется для лучшей фиксации ноги в области пятки. Часто применяются дополнительные подкладные элементы (Lange), специальные наклеиваемые накладки (Salomon). Винтовая регулировка встречается реже.

регулировка ботинка в области свода стопы (область стопы, расположенная под подъемом). Обеспечивает точное прилегание стопы к стельке ботинка по всей площади ступни. Имеет смысл специально подбирать модель с такой опцией если у ноги высокий или низкий свод стопы, тогда можно подобрать такое положение этой регулировки, чтобы во время и после катания ступни не болели. Существуют варианты регулировочных винтов и специальных вкладышей – супинаторов.

Также не очень распространенная регулировка – изменение жесткости языка в верхней части. Обычно осуществляется передвижением жесткой пластины вверх–вниз (некоторые модели Lange).

Задний регулируемый или переворачивающийся на 180о спойлер. Позволяет изменить высоту внешнего ботинка в задней части, более точно учесть особенности икроножной мышцы.

Формуемый сапожок

Отдельно следует отметить следующую особенность конструкции внутреннего ботинка (сапожка): возможность изменения формы наполнителя для наилучшего облегания ноги. Это уже не регулировка, а скорее, отличительная особенность подавляющего большинства современных моделей ботинок. В настоящий момент существует несколько различных типов таких материалов, используемых компаниями-производителями горнолыжных ботинок. Один из таких материалов не требует специальных операций, поскольку его физические свойства обеспечивают «автоформование» наполнителя сапожка по ноге через некоторое время после обувания, это время составляет от одного часа до одного дня катания. После этого материал сохраняет форму ноги, что обеспечивает комфорт и вместе с тем точность передачи усилий на лыжу.

Кроме того, появились материалы, которые допускают несколько раз производить термоформование сапожка по ноге владельца без применения заливки дополнительных материалов. Такой материал используется, например, в серии сапожков Custom Fit компании Salomon или Thermo Inner компании Dachstein. Эти ботинки для окончательной подгонки в наиболее важных местах достаточно разогреть изнутри горячим воздухом с помощью специального устройства, имеющегося в магазинах, а затем обуть, застегнуть, и минут 15 походить в них. Подобная технология позволяет «перезаливать» ботинок при смене владельца, правда не более трех раз (данные Salomon).

Некоторые производители используют гель, который позволяет перераспределить давление на ногу в самых важных и сложных для обеспечения комфорта местах, например в подъеме (язык сапожка) и лодыжке.

В продаже встречаются модели, формование внутреннего сапожка которых производится владельцем самостоятельно, с использованием пенного двухкомпонентного наполнителя, заливаемого в специальные технологические трубки, которые выдергиваются после окончания процесса заливки. При приобретении подобных моделей проверьте комплект материалов для заливки и убедитесь в том, что процедура заливки Вам понятна до мелочей. Как правило, в комплект входит по 2 баллончика с материалом для каждого ботинка. Такие ботинки некоторых производителей (например Dachstein) отличает слово Foam, присутствующее в названии модели.

Особенности моделей для карвинга

В каждой из групп существуют модели, характеризуемые производителями как «ботинки для карвинга». Конечно, в этих ботинках можно успешно кататься и на лыжах классической геометрии, и наоборот – в ботинках без регулятора жесткости и встроенной платформы Вы будете прекрасно себя чувствовать и на лыжах для карвинга. Почувствовать различия в поведении ботинок одной группы сможет, пожалуй, только достаточно техничный лыжник. Наиболее часто встречаются следующие отличия ботинок, позиционируемых компаниями-производителями как «карвинговые» модели, от остальных моделей соответствующей им группы:

повышенная жесткость наружного ботинка в боковом направлении, позволяющая обеспечить более сильную боковую поддержку. Иногда с целью повышения жесткости верхней части ботинка применяется специальная накладка, крепящаяся изнутри к манжете наружного ботинка.

немного уменьшенная жесткость ботинка в передне–заднем направлении, по сравнению с моделями того же производителя, не ориентированными на карвинг.

существующий в некоторых моделях переключатель «ходьба–катание» совмещен с переключателем жесткости, в этом случае существует третье положение – «carve», «soft» – мягкое сопротивление ботинка сгибанию в передне–заднем направлении.

конструктивные особенности, обеспечивающие увеличение угла закантовки лыжи, при котором ботинок касается склона. Иногда для того, чтобы дополнительно поднять наиболее широкую часть ботинка над лыжей, применяется встроенная в ботинок «платформа».

Женские модели

Необходимо также отметить, что если Вы подбираете ботинки для женщины, старайтесь выбирать их из многообразия моделей, разработанных и выпущенных с учетом особенностей строения женской ноги. Это обеспечит катающейся более удобную обувь, чем традиционные мужские модели. Да и особенности женской фигуры разработчиками тоже учитываются – ведь строение области таза и бедер у женщин сильно отличается от мужского, и центр тяжести при сгибании коленей и приседании уходит назад сильнее, чем у мужчин. Именно для учета этих особенностей манжета женских моделей обычно сильнее наклонена вперед, чем у моделей, предназначенных для мужчин. Кроме того, мотивация у женщины может совершенно отличаться от мужской – мужчина чаще стремится получить удовольствие от скорости и точности движений, а для большинства женщин горные лыжи – это скорее возможность отдохнуть вместе с семьей или друзьями, побыть на солнце, насладиться всем комплексом ощущений, которые предоставляют горы зимой. Так пусть ботинки будут удобными и комфортными, и пусть женщина в них катается на доступной для нее скорости, а не борется со склоном и снаряжением.

Группы ботинок и категории лыжников

Хочу предупредить об одной достаточно распространенной ошибке: если Вы не вполне уверены, что будете серьезно относиться к горным лыжам, тренироваться перед началом сезона, быстро прогрессировать, кататься на высокой скорости и достаточно агрессивно – тогда не старайтесь кататься в ботинках более высокой группы, чем это необходимо. Выбранные ботинки должны соответствовать Вашему классу катания, ведь среди ботинок, позиционируемых производителем (например) как ботинки для катающихся, совершенствующих свою технику, существуют различные варианты жесткости, различные регулировки, позволяющие более точно учесть ваши индивидуальные склонности и стремление к прогрессу, выбрать более жесткие ботинки, если Вы сильны или Ваш вес превышает средний. Если Вы, например, не в состоянии при движении на лыжах прогнуть ботинок усилием ноги, он может не позволить Вам подать колени вперед и принять правильную стойку. Следствием этого явится неправильная загрузка лыжи в повороте и ошибки в технике катания. Достаточно распространенная ошибка, вызванная излишне жесткими ботинками – выпрямленные ноги и проворачивание лыж под собой. В то же время выбор заведомо более мягкого и комфортного ботинка при катании на высоких скоростях и сложных склонах заставит Вас затягивать его сильнее, чем это предусмотрено конструкцией и материалами, что приведет к нарушению кровообращения и онемению или замерзанию ног.

О носках

Прежде чем обуть ботинок, необходимо одеть носок. Тонкий, обязательно заканчивающийся выше ботинка эластичный носок, не оставляющий ни единой складочки – вот идеальное решение. Разнообразие специализированных горнолыжных носков велико. Тонкие и толстые, самых разных расцветок и производителей – есть эластичные толстые носки, есть тонкие носки с толстым следом (как стелька) есть тонкие носки с более толстой нижней частью, короче – сначала купите «правильные» носки. Но наилучшим образом усилие от ноги на лыжу будет все-таки передаваться в самых тонких носках. Если Вы будете в них только кататься, то они проживут долго, так что на них тоже лучше не экономить. Цены на действительно хорошие специализированные горнолыжные носки могут переваливать за 40 долларов, но тут золотое правило – «чем мех дороже, тем он лучше» тоже действует… Иногда, особенно на морозе, нога в ботинок «лезет» с большим трудом – попробуйте поверх обычного носка, в котором катаетесь, натянуть тончайший капроновый «подследник» или гольф – обуваться станет значительно проще.

Примерка  и  проверка

Основное правило, которое действует при выборе ботинок – никогда не жалейте времени на примерку, самое главное – ботинки должны как можно лучше подходить Вам по форме внутреннего сапожка, «облегать ногу». В мире существует более 20 компаний, выпускающих горнолыжные ботинки самых разнообразных групп, и у каждой линии ботинок, выпускаемых различными компаниями, своя колодка, отличающаяся по ширине ступни, высоте подъема, объему ноги в подъеме, рельефу наполнителя в области лодыжки, высоте свода стопы, ширине и высоте манжеты… Вы можете начать с того, что узнать, какая модель более других подходит для Вашей ноги – данные о том, какие особенности присущи различным моделям и компаниям-производителям, публикуются в специализированных горнолыжных журналах, некоторые рекомендации можно отыскать и в Интернет. Но только слушать советы других людей и без примерки покупать ботинки практически невозможно – Ваша нога индивидуальна, и только Вы сможете понять, что и где у Вас в данной модели ботинок «не так». Выбрав модели ботинок и тщательно одев носок, в котором Вы будете кататься, еще раз проверьте размер вашей ноги. В хороших магазинах существуют специальные подставки для определения размера по длине и ширине ступни, причем размеры ботинок различных производителей могут слегка отличаться. Так например (частный случай, но все мы индивидуальны!), для одной и той же ноги могут хорошо подойти ботинки Tecnica Explosion 8 размера 25,5, Salomon Performa Evolution 9.0 размера 25 и Lange X Zero 8 размера 8. Общее правило (хотя и весьма приблизительное) – если у Вас широкая стопа, Вам необходимы ботинки на пол-размера больше, чем длина Вашей стопы в сантиметрах. Очень важное условие: измерять длину стопы необходимо в тот момент, когда она находится под нагрузкой, то есть Вы стоите на обоих ногах, чуть согнув колени. Это требование объясняется тем, что под нагрузкой кости стопы расходятся, и стопа увеличивается в размерах: в длину – до 5 мм, а в ширину – до 12 мм! Именно поэтому измерять стопу и примерять ботинки обязательно в положении стоя, а никак не сидя.

Еще один вариант (правда надо отметить, что он весьма неточен) проверки правильности выбора размера – вынуть из ботинка сапожок и встать в наружный ботинок ногой в носке так, чтобы большой палец уже слегка упирался в переднюю часть ботинка. Позади пятки должно оставаться расстояние около 25 мм, то есть достаточное для того, чтобы Вы могли поместить туда скрещенные указательный и средний пальцы Вашей руки. При этом измерении надо помнить, что производители обычно изготавливают внешний ботинок одного размера для двух последующих размеров ноги, то есть например у ботинок с размерами 27 и 27,5 (или 26,5 и 27 у другого производителя) наружный ботинок будет совершенно одинаков, а внутренний ботинок различается по толщине наполнителя. Это поможет Вам очень точно подобрать подходящий Вам размер данной конкретной модели ботинка после того, как Вы убедитесь в том, что именно эта модель максимально точно повторяет форму ноги.
 
Если ботинок подходит по размеру, вставьте сапожок на место и обуйтесь. Первое впечатление – ботинок маловат. Не торопитесь примерять ботинки большего размера. Дело в том, что все современные ботинки в большей или меньшей степени «обминаются» по Вашей ноге в процессе катания, и кажущийся тесноватым при первой примерке ботинок будет в самый раз после пары дней катания. Сначала застегните (но не затягивайте!) клипсы снизу вверх. Встаньте и покачайте ногу вперед-назад, из стороны в сторону. Затем подайте колено вперед так, чтобы пятка плотно «уселась» на предназначенное для нее место. Подтяните клипсы. Ботинок должен плотно облегать ногу везде, может быть чуть-чуть туговато – ведь его наполнитель еще не обмялся и не принял форму Вашей ноги. В дальнейшем это произойдет, и Вы будете застегивать клипсы гораздо сильнее, чем при первой примерке – обратите на это внимание, поскольку если Вы уже затянули их на последнее положение, у Вас не остается возможности подтянуть их, когда это действительно потребуется. Пальцы не должны упираться, как и быть излишне свободными. Попробуйте на одну ногу обуть ботинок одного размера, а на другую – отличающийся на пол-размера. Почувствуйте разницу, поймите, что Вам больше подходит. Проделайте то же самое с ботинком такого же размера, но другой модели. Попробуйте приподнять пятку от стельки – она не должна подниматься. Присядьте – сначала медленно, затем резко. Если Вас бросило назад – возможно, этот ботинок для Вас чересчур жесткий, или Вам необходимо чуть сильнее наклонить манжету вперед.

Если Вас ничто не смущает, подтяните клипсы еще немного. Побудьте (но не сидя – подвигайтесь при этом, походите) в ботинках минут 10–15. Постарайтесь почувствовать – не давит–ли верх языка на ногу при сгибании, нет–ли неприятных ощущений в икроножной мышце от верха манжеты при напряжении мышц. Если отсутствуют болевые ощущения, онемение, нога не болтается, не скользит вперед–назад и из стороны в сторону и Вам все подходит – поздравляю. Вы нашли свой ботинок.

Существует ряд рекомендаций, кажущихся необязательными, но прислушаться к ним имеет смысл. Во-первых, посетите несколько магазинов и проконсультируйтесь с продавцами, примерьте в каждом магазине как минимум 3–5 различных моделей ботинок, чтобы понять, какая модель подходит Вам наилучшим образом, кроме того это позволит Вам сориентироваться в ценах (и может быть, скорректировать свои притязания). Старайтесь мерять ботинки ближе к концу дня – Ваши ноги вечером слегка увеличиваются в размерах. Кстати, обычно одна нога чуть больше другой, так что примеряйте оба ботинка. Учтите, что в теплом помещении ботинки намного мягче, чем они будут при катании даже на мартовском солнышке – материалы, из которых сделаны ботинки, на морозе становятся гораздо менее гибкими. После того, как ботинок выбран, внимательно осмотрите и попробуйте все регулировки. Всякое может быть – ни одна вещь не застрахована от случайного брака.

Это еще не все

Итак, ботинки куплены. Нет, не убирайте их в шкаф до первого дня катания – Вам необходимо как следует примерить их еще не раз. Ходите в них час – другой ежедневно, (если близкие и окружающие Вас поймут) в течение нескольких дней, чтобы убедиться в том, что при первом же катании у Вас не разболятся ноги, и чтобы внутренний ботинок начал принимать форму Вашей ноги. Как уже говорилось, современные материалы через некоторое время окончательно сформуются по Вашей ноге, и уровень комфорта увеличится – исчезнут неприятные ощущения, которые могут беспокоить Вас при первой примерке. Если ботинки все-таки не совсем идеально подходят – существует несколько вариантов. Самый простой – вернуться в магазин и обменять их. Если это невозможно – может быть, Вы купили не новые ботинки, или приобрели их с рук? Или Вы просто уже не хотите расставаться с ними? Тогда – вперед, во вторую часть этого повествования.

Благодарю М. Гусева («Москит», Москва) за ценные советы и большую помощь в подготовке материала,
В. Милеева за ряд дополнений и замечаний.

Использованы материалы журналов
«Ski–Горные Лыжи», «Вертикальный Мир», «SKIING», «SKI»,
каталоги компаний–производителей и статьи, размещенные в Internet.

Воспроизведение материалов только по согласованию с автором.


к началу раздела                    в раздел "Ботинки"                   на главную страницу