Несмотря на то, что в последние годы мало кто
вынужден заниматься ремонтом ботинок, я все же попытался собрать рекомендации
по ремонту. Буду очень признателен за любые уточнения и дополнения к данному
материалу.
Кривизна ног. В том случае, если Вам для компенсации Х-образной или О-образной формы ног недостаточно отрегулировать кантинг, возможно также использовать клинья из плотного материала (например, резины или толстой кожи), вставляемые между внутренним и наружным ботинками с соответствующей стороны. Конечно, эта регулировка возможна в том случае, если есть достаточный запас по затягиванию клипс на манжете. Данная регулировка позволяет наклонить сапожок внутри наружного ботинка так, что плоскость подошвы ботинка совпадет с горизонтальной поверхностью. Если же и этого окажется недостаточным, то для окончательной подгонки комплекта Вашего снаряжения к особенностям Ваших ног придется под крепления установить специальные пластины, которые увеличат угол между поверхностью лыжи и подошвой ботинка. Такие пластины можно или приобрести в специализированных магазинах на альпийских курортах или заказать их изготовление из прочного пластика (например, капролон) или дюралюминия фрезеровщику.
Существует следующая (правда, достаточно спорная – сапожок ведь достаточно асимметричен) рекомендация по методике определения необходимости учета формы ног при регулировке ботинок: выньте сапожки и встаньте в наружный ботинок так, чтобы ботинки находились на расстоянии приблизительно 10–15 см друг от друга. Застегните ботинки, но не затягивайте их. Посмотрите, на каком расстоянии от икроножных мышц находятся края манжеты с внутренней и внешней стороны. Если эти расстояния приблизительно одинаковы, регулировать кантинг или подбирать и изготавливать клинья нет необходимости. Если-же эти расстояния сильно отличаются – без регулировки скорее всего не обойтись.
Довольно часто встречается следующая проблема: ботинок давит на выступающую первую или пятую плюсневые кости. Решений несколько. Если у Вас достаточно широкий ботинок, самый простой выход, не требующий хирургического вмешательства – наклеить вокруг места давления на наружную поверхность сапожка круглую накладку из пенополиуретана (туристский коврик), кожи, резины, войлока с вырезом в месте, соответствующем выступающей косточке. Можно также использовать различные пористые самоклеящиеся материалы, имеющиеся в наличии в строительных магазинах. Если этот вариант почему-либо не подходит (например при этом область давления увеличивается, а некомфортное состояние сохраняется), можно прибегнуть к несложному хирургическому вмешательству: разрезать внешний слой сапожка и удалить методом вырезания или выщипывания часть наполнителя. После чего заклеить надрез (к примеру, тонким скотчем). Если и этот вариант не дал достаточного эффекта, существует и третий вариант – наиболее радикальный. Для его проведения Вам потребуется достаточно мощный источник тепла, которым в домашних условиях может служить электролампа мощностью 100–150 Ватт и распорка, которую Вы вставите в ботинок (предварительно удалив из него сапожок) в том месте, где нога испытывает давление. Клипсы застегиваются, ботинок разогревается лампой и выдавливается при помощи распорки в нужном месте. Но при использовании этого варианта необходимо быть очень осторожным: во–первых – не все материалы, из которых сделаны современные ботинки, можно формовать таким методом (хорошо формуется полиуретан); во–вторых – если Вы перестараетесь, на ботинке будет шишка; в третьих – материал некоторых моделей достаточно тонкий для такого вмешательства. Несмотря на то, что данный метод казалось бы канул в лету, именно так компании–производители рекомендуют производить окончательную подгонку ботинка по ноге. Конечно, используется специальное устройство для местного нагрева ботинка, а не лампа, и специальные приспособления вместо распорки, но смысл операции остается тем же самым. А точное место, в котором Ваша нога испытывает давление, на наружном ботинке можно отметить следующим образом: вынув сапожок и одев его, отметьте на его поверхности мелом ту область, где Ваша нога испытывает давление. После этого вставьте сапожок в наружный ботинок, обуйте и застегните его и подвигайтесь (походите, поприседайте). После этого разуйтесь и выньте сапожок – на внутренней поверхности наружного ботинка останется меловое пятно.
Эти методы подгонки ботинка в той же последовательности рекомендуется применять и в том случае, если Ваша нога испытывает давление в одной небольшой области, например в районе лодыжки с внутренней или внешней стороны, в районе выступающей пяточной «шпоры» или под узлом крепления одной из клипс. Но в этом случае сначала попробуйте заменить на более тонкую или вынуть стельку из сапожка, что увеличит его внутренний объем. Если-же вам придется разогревать и выдавливать при помощи распорки раковину в районе лодыжки – обязательно тщательно разогрейте ее и снаружи и изнутри, и выдавливайте одновременно и нижнюю и верхнюю части раковины, застегнув все клипсы. Не торопитесь, необходимо избежать появления зазора между раковиной и манжетой.
В том случае, если Вас беспокоят боли в области свода стопы, необходимо в дальнейшем действовать в зависимости от того, высокий или низкий у Вас свод стопы. Если у Вас стопа с высоким сводом (супинация), для нее нобходима дополнительная поддержка в виде супинатора. Здесь может помочь или специальная стелька-супинатор или только вставки, подклееные к сапожку снизу, в области свода стопы. Для стопы с низким сводом (пронация) даже штатная стелька, находящаяся в сапожке, может иметь чрезмерную высоту в средней части, в этом случае может помочь или замена стельки на абсолютно плоскую или подкладывание под пятку клинообразной вставки толщиной от двух мм из плотного материала.
Боли в области подъема могут быть вызваны тем,
что объем ботинка недостаточен для слишком высокого подъема.
В этом случае Вы можете также столкнуться
со следующими вариантами дискомфорта:
* боль в верхней части подъема
* жжение или ощущение давления в самой широкой
части стопы
* свод стопы сжат
* нечувствительность в передней части стопы или
в пальцах
* ступни мерзнут
Помочь в этом случае может удаление стельки из
сапожка или замена ее более тонкой, а в некоторых моделях ботинок также
уменьшение толщины (подтачивание) стельки наружного ботинка.
В случае, если большой объем ботинка в сочетании
с низким подъемом ноги не позволяет зафиксировать ногу при помощи клипс,
могут возникнуть следующие неприятные ощущения:
* при начале поворота пятка приподнимается
* ступня скользит из стороны в сторону или/и
вперед-назад
* ушибы под большим пальцем
* пальцы чрезмерно зажаты для уменьшения движения
ноги в ботинке при
агрессивном катании
* передняя клипса и клипса на подъеме зажаты
до (или почти до) предела.
Вам может помочь дополнительная стелька в наружном
ботинке, а также клинообразная вставка, положенная под пятку сапожка.
Если же вы вынуждены затягивать клипсы до упора,
а нога все равно не фиксируется, то вполне вероятно, что объем ботинка
чрезмерен для Вашей ноги. Характерные симптомы для этой проблемы следующие:
* при начале поворота пятка приподнимается
* ступня скользит из стороны в сторону или/и
вперед-назад
* боль по внешней стороне передней части стопы
* ушибы под большим пальцем
* пальцы чрезмерно зажаты для уменьшения движения
ноги в ботинке
* клипсы затянуты до (или почти до) предела
Для начала попробуйте увеличить толщину стелек
как в сапожке, так и в наружном ботинке. Компания Salomon, чьи ботинки
характеризуются достаточно большим объемом, для решения этой проблемы предлагает
использовать специальный чехол Salomon Fit +, надеваемый на сапожок. Можно
попытаться изготовить что-либо подобное самостоятельно, например при помощи
тонкого пенополиуретана, наклеенного снаружи на сапожок.
Если при сгибании голеностопа пятка приподнимается несмотря на затянутые клипсы, а во всех остальных отношениях ботинок Вам подходит, то для устранения этой проблемы существует несколько путей: для начала можно попробовать подложить под пятку сапожка клиновидную подкладку или снаружи на сапожок ниже косточек лодыжки наклеить с двух сторон С–образные подушечки из плотного материала (см.рисунок выше). Следующий шаг – Г–образная подушечка, налеиваемая на сапожок сзади, над ахиллом. Можно попробовать (если размер ботинка позволяет) добавить вкладыш из мягкого материала в носок сапожка, чтобы попытаться продвинуть ступню назад и увеличить давление на пятку. Еще один вариант – положить в сапожок более толстую стельку, или только клинообразную вставку под пятку сапожка.
В том случае, если ощущается давление на пятку или пяточная кость выступает, может помочь Г-образная подушечка, налеиваемая на сапожок сзади, над ахиллом. Эта доработка поможет придвинуть стопу вперед, чтобы уменьшить давление на пятку. Может также помочь вырезание части материала с манжеты наружного ботинка или (осторожно!) с нижней части наружного ботинка так, чтобы обеспечить больше пространства для пятки.
Иногда встречается ситуация, когда приходится
кататься в тесноватом ботинке. Наиболее часто с этой проблемой сталкиваются
лыжники с большим размером ноги – нелегко найти ботинок нужного размера,
хорошо подходящий Вашей ноге. Мерзнут ноги, ступни немеют даже в достаточно
теплую погоду. Попробуйте вынуть стельку из сапожка и заменить в наружном
ботинке стельку на возможно более тонкую - эти процедуры увеличат внутренний
объем ботинка. Некоторые модели ботинок позволяют подшлифовать стельку
в наружном ботинке для уменьшения ее толщины.
Ремонт клипс
Если это возможно, начните с обращения в мастерскую по ремонту лыж и установке креплений. У мастеров, которые занимаются ремонтом, часто находятся необходимые детали, да и опыта подобного ремонта у них наверняка побольше, чем у Вас. Кроме того, можно попытаться найти старые ненужные ботинки или части от них у знакомых горнолыжников со стажем. В большинстве случаев дальнейший ремонт (особенно это касается клипс и их оснований) сведется к замене поврежденной детали на аналогичную, снятую со старого ботинка.
Наиболее часто встречающееся повреждение – сломанная (или потерянная) при падении на жестком склоне клипса или (и) основание клипсы. В случае, если повреждено основание – высверлить заклепку и установить новое основание, прикрепив его к ботинку винтом с гайкой или заклепкой. Необходимо только обратить внимание на то, насколько новый узел крепления будет выступать внутрь ботинка, и не будет ли давить на ногу. Можно также заказать изготовление клипсы «по образцу» в мастерской, где есть фрезерный станок. Основание клипсы часто представляет собой согнутую стальную пластину с отверстиями для заклепок. Подобную пластину при наличии минимальных слесарных навыков можно изготовить и в домашних условиях.
Во многих ботинках старых моделей встречаются клипсы с петлями из стального тросика. Можно изготовить потерянные или порванные петли из стальной проволоки, но такие петли жесткие и неудобные. Гораздо лучше работают петли из тонкого стального тросика. Скрепить концы тросика можно или при помощи достаточно мощного (100–200 Ватт) паяльника, необходимо только хорошо обезжирить их и при пайке использовать соляную кислоту (флюс для пайки). После пайки необходимо тщательно промыть тросик от остатков кислоты.
Второй вариант соединения концов тросика – подобрать тонкую стальную трубочку такого диаметра, чтобы оба конца тросика туго входили в нее навстречу друг другу. Подобрать длину тросика и затем обжать трубку в тисках или опрессовать ее ударами молотка. Чтобы самодельная петля выглядела аккуратнее, перед закреплением концов тросика оденьте на него пластиковую трубочку подходящего цвета и диаметра (например изоляция от провода или «соломинка» для коктейля).
Трещины в наружном ботинке
Во-первых, оцените – а стоит ли овчинка выделки? Если трещины стали появляться в ботинке, которому «под 20 лет» - это признак глубокой старости, и скорее всего Ваши усилия продлят ему жизнь совсем ненадолго. Но попытаться остановить развитие трещины в более «молодом» ботинке все же можно. Не пытайтесь трещину заклеить – скорее всего это приведет только к трате времени, поскольку правильно подобрать клей для материала, из которого изготовлены Ваши ботинки – весьма нелегкая задача во–первых, а во–вторых нагрузки на клеевое соединение в процессе эксплуатации ботинка будут достаточно большими.
Прежде всего, если трещина только появилась, просверлите отверстие диаметром 3–3,5 мм в том месте, где она заканчивается. После этого слегка раззенкуйте отверстие и заполируйте его внутренние стенки мелкой наждачной бумагой, свернутой в трубочку. Достаточно часто подобная операция останавливает развитие трещины, если это место ботинка не подвергается сильным нагрузкам.
Следующие два метода ремонта треснувшего ботинка неизбежно приведут к «потере товарного вида» (если таковой еще сохранился у ботинок, нуждающихся в ремонте), поэтому еще раз подумайте – а может быть уже пришла пора покупать новые ботинки?
Если трещина длинная и проходит в месте, где нагрузки на ботинок достаточно велики, можно использовать следующий метод: возьмите тонкую (Ф 0,3–0,5 мм) мягкую проволоку и навейте из нее спираль, внутренним диаметром 3–3,5 мм. Шаг витков – около 2 мм. Затем расположите отрезок этой спирали нужной длины поверх трещины так, чтобы она (при взгляде сверху) проходила по оси спирали. Теперь разогретым паяльником медленно прогревайте и утапливайте спираль в пластик так, чтобы края трещины оказались как бы сшитыми. Еще один вариант данного метода – использование готовой спирали от электронагревательных приборов (электроутюгов, фенов...) с подключением к ее концам напряжения сети – может быть безопасно использован только людьми с определенными знаниями и навыками. Разогретая спираль в этом случае утапливается в материал ботинка при помощи пластинки или бруска из прочного дерева или термостойкого материала – гетинакса, текстолита.
Самым трудоемким, но в большинстве случаев и самым радикальным способом ремонта является металлическая заплата, выгнутая по форме по форме поврежденного места и приклепанная или привинченная маленькими шурупами к материалу наружного ботинка. В качестве материала используется латунь, мягкая сталь или дюралюминий толщиной 1–2 мм.
Ремонт сапожка
На поврежденный участок клеем, который остается
пластичным после застывания, наклеивается заплата из тонкой прочной ткани
или кожи. Если лопнул язык, то сначала края трещины стягиваются толстыми
прочными нитками, отверстия в пластике проделываются шилом. После того,
как шов наложен, сверху наклеивается заплата. В том случае, если язык сапожка
лопнул поперек, края заплаты должны заходить на внутреннюю сторону языка.
Сначала, понятное дело, вымыть. Постарайтесь избежать использования любых растворителей – материалы, из которых изготовлены современные ботинки, могут быть ими повреждены. Если Вам все же пришлось прогуляться в горнолыжных ботинках по дороге или стоянке с пятнами масла или смазки, необходимо очистить загрязнения с ботинок при помощи бензина и сразу же промыть ботинки теплой водой с мылом. Затем сушка – температура в любой точке ботинка не должна превышать 50о, иначе пластик может и «поплыть», особенно если Ваши ботинки изготовлены с использованием современных термопластичных материалов, обеспечивающих формование сапожка по ноге. Лучше всего сушить ботинок при комнатной температуре, обеспечив хорошую вентиляцию внутреннего пространства ботинка. Обратите внимание на сушилки для обуви самых разных конструкций (настенные с феном, вставляющиеся внутрь ботинок портативные), имеющиеся в продаже – их использование поможет Вам высушить ботинки вечером после интенсивного катания. Ботинки хранить рекомендуется при комнатной температуре застегнутыми (но не затянутыми) на все клипсы, так они лучше сохраняют форму.