ШКОЛА СНОУБОРДА - Класс 1. Начинающие

Как обращаться с доской на склоне

Носить доску удобнее креплениями от себя, держа ее одной рукой между креплений (как папку). Или удерживая двумя опущенными руками поперек спины. Лишь - страховочный шнур, привязывающий доску к ноге, должен быть пристегнут постоянно. Помни, что случайно уехавший от вас борд - не только гарантированная прогулка пешком по склону, но и реальная угроза для других катающихся!

Горнолыжные крепления оснащаются специальным тормозом - будучи расстегнутыми, они не позволят лыже уехать от хозяина. Ни одни крепления для сноуборда подобных приспособлений не имеют. Если нужно отдохнуть положите доску креплениями на снег поперек склона так, чтобы хайбэк смотрел вниз.

Как пристегиваться

Для начала найдите ровное горизонтальное местечко на склоне для начинающих. Лучше, чтобы уклона здесь не было вообще - даже на небольшом ваша доска постарается убежать от вас. Для начала рассмотрим классические крепления с ремешками. Можно пристегиваться стоя, но большинство райдеров предпочитают комфорт и садятся прямо на снег. Сначала пристёгивают ту ногу, которая у вас впереди - то есть левою, если вы регуляр, и правой, если гуфи. Очистите от снега подошву и платформу крепления. Вставьте ногу в крепление и убедитесь, что задник ботинка плотно прижался к хайбэку. Застегивайте первым верхний ремешок. Этот ремень должен быть затянут очень плотно - именно он отвечает за передачу твоих усилий доске, именно от него зависит контроль движения. Но перетягивать тоже нельзя - на морозе нога быстро затечет, замерзнет и начнет здорово болеть. Теперь застегивайте нижний ремень. Он не позволит носку вашего ботинка приподниматься над платформой крепления, когда вы будете нагружать пятку. Сила затяжки этого ремешка не так критична, но если носок совсем болтается, хорошего контроля не ждите, а еще под него начнет набиваться снег, что не есть хорошо.

Есть несколько систем креплений, позволяющих не возиться с ремешками. Если у васкрепления step in, то ваша задача упрощается - усилием ноги сверху вниз вы "встегнетесь" в крепление одним движением. Правда, если ровной площадки нет, ситуация меняется на противоположную - вам, придется позаботиться о том, чтобы доска не соскальзывала от вашего усилия. Видимо придется во что-то упереться. Попробуйте свежий слой снега, неровности склона, врубитесь кантом в склон, в конце концов.

Скольжение на одной ноге

Итак, вы пристегнули переднюю ногу. Как ощущения? Обычно бывает не комфортно. Это нормальное явление - двигательный аппарат человека изначально спроектирован так, чтобы при ходьбе ставить ступню по направлению движения, а одна нога, пристегнутая к доске - это пока еще ходьба.

Постепенно вы привыкнете, и будете скользить по горизонтальным участкам на одной пристегнутой ноге с комфортом. Ну, более или менее... Сейчас самое время сделать несколько упражнений, чтобы лучше почувствовать доску. Для начала приподнимите доску, почувствуйте ее вес, подвигайте ее из стороны в сторону на весу, а затем и по снегу. Перенесите свой вес на пристегнутую ногу, постойте на ней, почувствуй равновесие на статичной доске. Несколько раз переставьте свободную ногу с одной стороны доски на другую, затем снова попробуй подвигать доску по снегу в обоих положениях отстегнутой ноги. С какой стороны от доски вам удобнее опираться на снег не пристегнутой ногой?

Пора начать движение. Скольжение по горизонтальной поверхности, отталкиваясь задней ногой - элемент, который вы будете использовать очень часто. Например, все подходы и почти все сходы с подъемников горизонтальны. Итак, перенесите большую часть своего веса на переднюю ногу. Доска должна стоять на снегу плоско. Отталкивайтесь свободной ногой. Ключ к успеху - короткие шаги. Практически невозможно не потерять баланс, слишком растягивая шаг. Результатом будет уход доски в сторону и еще большая растяжка - а это уже будет больно. Потренируйтесь скользить как по прямой, так и по большому кругу, следя за тем, что бы доска стояла плоско.

Основные ошибки: закованная стойка, напряжённые мышцы тела

Исправление ошибок: успокойте дыхание, не торопитесь, старайтесь анализировать ваши движения.

Ещё одно упражнение на равновесие, на ровном месте. Пристегните обе ноги и попробуйте удержать равновесие, с пристегнутыми двумя ногами. Далее можно усложнить задачу и попытаться путем сгибания и разгибания ног попрыгать на одном месте, с пристёгнутой доской.

Когда почувствуете уверенность - переходите на пологий склон.

Стойка

В общем случае ваше тело должно находиться в центре доски. Руки и ноги немного согнуты, спина прямая, кисти рук выдвинуты вперед. Все суставы расслабленны. Вес тела преимущественно на передней ноге. Эта поза делает вас наиболее стабильным. Вы чувствуете равновесие, вы расслаблены и готовы эффективно двигаться - относительно доски и вместе с доской по склону. Слишком сильно согнутые ноги не позволят вам эффективно амортизировать крупные выпуклости склона. Прямые ноги подведут на первой же яме.

Смещение вперед и особенно любимое новичками заваливание назад (от естественного страха перед склоном) делает вас неустойчивым и заставляет неправильно работать профиль канта. О заваливании назад хочется сказать особо - это главная ошибка практически всех начинающих.

Вестибулярный аппарат человека подсказывает ему, что для снижения скорости и увеличения контроля над доской надо сместиться назад и присесть ниже. Результат этого движения - полная потеря доски и падение. Доска как бы выскакивает вперед. Выход один - твердо запомнить продольное положение своего тела относительно доски на ровном месте и заставить себя не менять его при движении по склону. Позже, овладев набором стандартных приемов движения на доске, вы научитесь использовать продольные перемещения тела для эффективного управления доской, особенно многорадиусной. И последнее. Не забывайте о руках. Они должны быть впереди. Ваши кисти должны постоянно быть у вас на виду.

Физическая разминка

Это очень важно и без разминки выходить на склон очень не желательно. Разминка всего 5-10 минут, а пользы от неё очень много, не размявшись можно получить растяжения, вывихи, ушибы и много других нежелательных последствий.

Перед началом занятий ваши мышцы ещё закованы и не разогреты, внимание расслаблено, а мозг ещё спит.

Вот несколько упражнений:

Все движения делаются в спокойном темпе (но не усните на ходу), следите за дыханием. Далее разогреваются мышцы ног. Сделайте несколько приседаний, круговые движения коленями влево и вправо. Обратите внимание на то, что вы должны согреться, а не вспотеть. После тогокак вы разогрелись, можно поделать немного упражнений на растягивание.

Подъем по склону с пристегнутой ногой

Прежде чем отправиться на склон, послушайте, как подниматься по склону. Совсем не обязательно каждый раз отстегивать переднюю ногу. Тем более что забираться очень высоко вам не нужно. Просто шагайте наверх приставным шагом. Шаг свободной ногой вверх - приставной шаг доской. Врубайтесь кантом в снег, если он жесткий. Обратите внимание на то, что вес тела на передней ноге.

Прямое скольжение на пологом спуске

Убедитесь, что склон пологий и вас не пугает его крутизна, осмотрите вниз по склону - достаточен ли выкат для остановки, нет ли там чего-нибудь слишком большого и твердого. Обратите внимание, что склон должен быть прямым, без выраженного понижения в какую-нибудь одну сторону. Дело в том, что доска, плоско лежащая на снегу, стремится вниз по линии наибольшего уклона - так называемой линии склона.

Пристегните переднюю ногу, примите правильную стойку и приготовьтесь совершить первый в вашей жизни спуск на доске. Направьте доску вниз по склону. Если вы занимаетесь один, доска может отправиться в путь, когда вы еще не готовы. Чтобы этого не случилось, сразу же после того, как развернули доску к склону, поставьте заднюю ногу непосредственно перед задним креплением так, чтобы носок ботинка свисал с края доски. Это будет ваш тормоз. Как только соберетесь с духом, задвиньте ногу на доску полностью, прижав ее вплотную к заднему креплению - это поможет вам в некоторой степени контролировать доску и задней ногой. Оставайтесь в центральной стойке, не напрягайтесь, просто насладись своим первым спуском. Не пытайтесь поворачивать, тормозить или еще как-то изменять положение доски. Не отклоняйтесь назад! Доска должна двигаться прямо и плоско лежать на снегу. Дождитесь полной остановки внизу.

Основные ошибки: чрезмерное приседание с заваливанием назад, напряжённые руки и ноги.

Исправление ошибок: отработайте основную стойку , доведите все движения до автоматизма , начинайте спуски с очень простых склонов.

Увеличивайте по мере приобретения уверенности высоту спуска. Через некоторое время это упражнение покажется вам слишком легким - значит, пора переходить к поворотам. Обратите внимание на то, что это упражнение не должно вызывать у вас страх или неуверенность.

j- повороты

Это упражнение является подводящим к основным движениям сноубордиста, то есть поворотам с использованием канта. Надо заметить, что катание на доске подразумевает как можно меньшее использование плоского ведения. Четкий и однозначный контроль доски возможен только с помощью канта. Исключение составляет только движение в глубокой целине.

Но сейчас ваша задача всего лишь почувствовать, каким образом работают канты доски. Начинайте так же, как и в предыдущем упражнении. Единственное отличие заключается в том, что вам пора забраться чуть повыше и поехать чуть побыстрее. Равновесие в повороте зависит от скорости, да и механику поворота вряд ли можно почувствовать на скорости меньшей, чем скорость небыстрого бега.

Итак, вы разгоняетесь в уже привычном плоском ведении доски. Ваши ноги пристёгнуты, спина прямая, вы видите свои руки. Видите, но не смотрите на них! Тем более не смотрите на ноги или под ноги. Смотреть туда, куда хотите ехать - общее правило для езды не только на сноуборде. Смотрите вперед!

Когда склон начнет выполаживаться, приступайте к повороту. Пусть для начала это будет поворот в сторону мысков ваших ботинок (так проще понять). Начинайте нажимать на доску мыском своего переднего ботинка. Это движение позволит вам перенести вес, приходящийся на переднюю ногу, на кант доски. Очень важна правильная стойка. Если вы отклонились назад, то ваша передняя нога разгружена, и об эффективном продавливании канта можно забыть. Одновременно с действием ног переведите взгляд в сторону поворота. Это все! Доска начнет поворачивать. Когда почувствуете это ее движение, нагрузите равномерно носки передней и задней ноги и насладитесь аккуратным поворотом.

Основные ошибки: разворот плечей в сторону поворота, опущенные руки.

Исправление ошибок: Следите за тем, чтобы усилие на мысках было постоянным. Если вы перестанете задавливать передний кант, доска немедленно встанет плоско, а поскольку она уже отклонилась на некоторый угол от линии склона, вы немедленно "поймаете" задний кант и приложитесь на попу. Поворачивайте корпус тела одновременно с поворотом сноуборда (ваше тело и сноуборд должны быть одним целым). Дождитесь полной остановки доски. Оглянитесь, на свой след, если все получилось, вы догадаетесь, почему это упражнение так называется.

Попробуйте теперь аналогичные повороты на другом канте. Принцип, естественно, тот же, только задавливать вы будете пятки. Обычно новички по-разному справляются с поворотами на разных кантах. Кому-то легче дается передний, а задний никак не катит, у кого-то все наоборот. Это не важно - в конце концов, все получится. Постепенно увеличивайте скорость. Попробуйте повернуть на наклонном участке.

Инициация поворота на доске должна идти от ног вверх к торсу, а не на оборот. Не делайте резких движений, расслабьтесь и успокойтесь. Добивайтесь плавности и четкости поворотов путём повторения упражнения.

Смотрите, как катаются другие сноубордисты, очень помогает в совершенстве техники, смотреть как катаются другие, сравнивать свою технику анализировать ошибки и т. д..

Пристегиваемся

Уперев доску задним кантом в снег, вы без особого труда пристегнете обе ноги. Подтяните ноги с пристегнутой доской как можно ближе к себе, упритесь одной рукой в склон позади, а другой схватитесь за передний кант. Теперь переносите центр тяжести вперед и вставайте - но помните о равновесии. Можно встать и на передний кант. Для этого вам придется перевернуться лицом к склону. Вот это и есть тот случай, когда начинать следует с торса. Откиньтесь на спину, закрутите плечи в сторону разворота и переверните ногами свою доску.Вы оказались на животе, а встать из этого положения просто. В этом случае все похоже на уже рассмотренную ситуацию с креплениями степ-ин.

Прежде, чем вы перейдете к упражнениям, давайте остановимся на падениях. Вы будете падать всегда. Падение - абсолютно естественное состояние райдера. Падают по неопытности новички на трассах для начинающих. Рушатся, переоценив свои силы, "продвинутые" на черных трассах. Продвижение вперед в любом виде спорта сопряжено с непрерывным стремлением сделать что-то, ранее вам недоступное. Минимальная цена неудачи в сноубординге - падение. Если вы собираетесь прогрессировать, будьте готовы падать. Психологически бывает очень тяжело убедить себя, что вы не клоун, на которого смотрит весь склон, что ваши неудачи - явление общего, а не частного порядка. Но чем быстрее вы это поймете, чем скорее вы перестанете обращать на это внимание, тем эффективнее вы будете прогрессировать. И тем меньше вы будете падать.
Теперь о технике. Не бывает совершенных падений, но одни определенно лучше других. Вот несколько основных правил:

- Береги голову, свое самое слабое место. К сожалению, падения назад, провоцируемые ошибочным врезанием заднего канта при движении на переднем (это называется "поймать кант") почти всегда заканчиваются ударом затылком.
- Принимайте падение наименее чувствительными частями тела - коленями (лучше в наколенниках) и предплечьями при падении вперед, попой и спиной при падении назад.


- Не вытягивайте руки в сторону падения. В этом случае вся тяжесть удара придется на изолированную область вашей кисти. Принимайте удар предплечьем.


- Не растопыривайте пальцы. В прямом смысле. Лучше выработайте привычку в момент падения сжимать кулаки. Выбитые и сломанные пальцы - отвратительная перспектива.


- Напряженное тело является идеальной мишенью травм. Расслабьтесь!


- Попробуйте не гасить энергию движения во время падения, а использовать ее для переворота на доску. Звучит пугающе, но вы еще увидите, что перекат и дальнейшее движение - не самый сложный и часто используемый опытными райдерами прием.


И напоследок. Не провоцируйте падения, переходя к более сложным упражнениям, не освоив простые, и не стремитесь на слишком сложные для тебя склоны, пока не почувствуете себя абсолютно готовым двигаться дальше.


Соскальзывания


Задача этого упражнения - научиться соскальзывать прямо вниз по линии склона на каждом канте. Другими словами, вы должны почувствовать, как угол наклона доски к склону управляет скоростью вашего движения. Пока что движения на доске, развернутой поперёк. Итак, вы пристегнулись и встали лицом по направлению спуска. Вы уже в исходном положении для нашего упражнения. Уже знакомого вам продольного скольжения сейчас не будет. Вы просто слегка опустите мыски ботинок и почувствуете, как доска начала соскальзывать по склону. Ваша задача - регулировать скорость соскальзывания, поднимая и опуская носки ботинок, а также не давать доске уйти в продольное скольжение траверсом (т. е. под углом к линии склона), играя степенью подъема каждого мыска. Начните с коротких отрезков пути, постепенно увеличивая скорость и время движения.
Это упражнение необходимо проделывать на обоих кантах, добившись уверенного владения боковым соскальзыванием - ведь, кроме тренировочного, оно имеет и чисто практическое применение. Начинать можно с партнером без доски, страхующим вас от падения, держа за руки.

Основные ошибки: Напряженные ноги, и по этому вам трудно понять что нужно сделать, резкие движения.

Исправление ошибок. учитесь чувствовать склон, не разгоняйтесь сильно, начните с коротких участков, повторяйте до тех пор пока не почувствуйте уверенность будьте внимательны - противоположный рабочему кант не должен касаться снега никогда.

Падающий лист

Еще одно упражнение, суть которого отражена в названии. Вы будете совершать зигзагообразный спуск без смены канта. Исходное положение аналогично предыдущему упражнению. Чтобы заставить доску начать движение траверсом, то есть поперек склона, надо перенести свой вес вперед, иначе говоря, загрузить переднюю ногу. Чем сильнее будет эта загрузка, тем быстрее будет разгоняться доска. Двигаться вы будете на канте по очень пологой траектории, стараясь не допускать соскальзывания, которое вы хорошо освоили на прошлом уроке. Для снижения скорости надо загрузить заднюю ногу и позволить хвосту доски небольшое соскальзывание, называемое сбросом. Остановившись, вы отправитесь в путь в обратном направлении, двигаясь задней ногой вперед. Не пугайтесь, это стандартное движение для райдера, называемое фэйки или свитч. Затем снова будет траверс в нормальной стойке, а потом снова в свитче - и так далее, пока вы не съедете вниз. Главная задача этого упражнения - научиться реально работать кантом доски и собственным весом для управления скоростью при прямом движении траверсом. Тренируйтесь на обоих кантах, чередуйте короткие траверсы с длинными дугами. Не пытайтесь сбросить скорость простым отклонением своего тела назад по ходу доски. Это инстинктивное движение лишит вас контроля над доской, в лучшем случае никак не повлияв на скорость движения. К сожалению, с этой, самой частой, ошибкой всех новичков бороться труднее всего. Оставайтесь на передней ноге! Пока вы не перестанете заваливаться на хвост доски, ни одно ваше движение не будет правильным.

Основные ошибки: неправильная стойка (прямые ноги, опущенные руки),а из за этого выполнить упражнение очень трудно.

Исправление ошибок: следите за своей стойкой, смотрите туда куда вы собираетесь ехать, плечи разверните по ходу движения

- Движение траверсом, как по прямой, так и по дуге (следующие упражнения) - элемент, постоянно используемый в катании на сноуборде. Поэтому очень важно сразу выполнять эти упражнения в правильной стойке, чтобы потом не переучиваться. Очень соблазнительно облегчить участь напряженно работающих в этих упражнениях ног, выпрямив их, и воспользоваться своим задом как противовесом. Не делайте так!!! Эффективное катание, а до него уже рукой подать, в такой стойке невозможно. Ноги должны работать!


Повороты "гирляндой"

Выполнение этого упражнения очень близко к предыдущему, но только по форме. Цель его совсем иная. Вам предстоит рисовать на склоне не просто зигзаги прямых траверсов, а зигзаги, состоящие из J-поворотов. Из уже привычной исходной позиции вы начинаете свое движение, добавив в него элемент, от которого вас раньше предостерегали. Загружая переднюю ногу, раскантуйтесь, поставьте доску почти (то есть все-таки не совсем!) плоско. В результате в начальной фазе движения доска развернется и пойдет по склону все круче и круче, стремясь к линии склона. Но ведь вы стартуете с места, скорость невелика, и вы легко снижаете ее, применяя навыки J-поворота, то есть закантовываясь (в этом положении - задавливая пятки, начиная с передней). Помните, что инициация поворота - задача ног, а не торса. Это уже дуга, и снижение скорости происходит без срыва хвоста доски в сброс, за счет выполаживания траектории. Хорошо освоив это движение, вы увидите, что с его помощью доску можно направлять даже вверх по склону. Если не получается сразу - тормозите, загружая заднюю ногу, как в предыдущем упражнении. Остановившись, снова повторяйте упражнение. Оказавшись на противоположном краю склона, сядьте на снег и перекрутитесь на колени. Теперь вы будете делать все то же самое на другом канте. Тренируйтесь на обоих кантах, стремясь как можно меньше использовать сброс. Вы должны добиться такого контроля над доской в этом упражнении, чтобы смело отпускать доску со старта в плоское скольжение прямо вниз по линии склона с дальнейшим переходом в точную дугу без сброса. Последнее легко контролировать по следу на снегу. Помните о правильной стойке! Не поддавайтесь соблазну движения на заднем канте с прямыми ногами! Если вам трудно держать ноги полусогнутыми, лучше попробуйте согнуть их еще сильнее, почти присесть - чем ниже ваша стойка, тем ниже ваш центр тяжести, а значит, вы устойчивее. Да и падать до снега ближе. Не даром спортсмены в бордеркроссе едут именно в такой, очень низкой, стойке.

Основные ошибки: закованная (напряженная ) стойка заваливание назад.

Исправление ошибок: не забывайте правильно держать руки, обратите внимание на вертикальную работу ног.

Не бойтесь скорости, помните, что скорость не может нарастать постоянно. Смело и решительно начинайте спуск с горы.

 

Смена канта

Смене канта во всех учебниках посвящаются самые многословные разъяснения. И не случайно. Этот элемент катания вызывает у новичков большие трудности, а ведь значение его - основополагающее. Эффективная работа ног, рук и корпуса райдера, правильное использование собственного веса и сил инерции в момент энергичной карвинговой перекантовки - важнейший и красивейший элемент стильного силового катания на сноуборде. Сейчас ваша задача просто научиться менять кант. И задача эта вами уже решена - если вы хорошо освоили предыдущие упражнения. Дело в том, что никаких новых движений для выполнения простой перекантовки вам не понадобится. По сути дела, чтобы научиться переходить на другой кант, вам надо просто объединить некоторые ваши навыки. Вы не спеша двигаетесь траверсом, затем плавно опускаете доску почти плоско на склон. Уже привычным для себя движением доска начинает разворачиваться носом к линии склона, скорость - расти. Сердце спокойно и стойка остается правильной? Тогда вам не составит труда разрешить доске встать точно по линии склона, а затем, как в "гирлянде", спокойно перейти в дугу, только уже на другом канте - ведь если доска едет точно вниз, то какая разница, в какую сторону поворачивать.

Основные ошибки: неправельная стойка, неуверенность при движении

доска встаёт по линии склона, она будет ехать, быстро разгоняясь. Получается, препятствие, которое вам надо преодолеть в этом упражнении - свой страх.

Исправление ошибок: Не позволяйте страху испортить вашу стойку! Не спешите! Ускорить вход в простую перекантовку не сложно. А вот выход из нее уже на другом канте и сброс скорости так и тянет ускорить за счет сброса хвоста доски. Некрасиво, но довольно эффективно. И все же, стремитесь к правильной дуге, пусть даже за счет значительного увеличения ее размеров.

Со временем алгоритм перекантовки будет становиться для вас все более привычным, будет расти скорость, будут уменьшаться дуги, и скоро вы поймете, что все эти виражи, сбросы, траверсы и перекантовки нужны не для того, чтобы бороться со скоростью, а совсем, наоборот - для того, чтобы ехать как можно быстрее, чтобы, не теряя контроля над доской, выжать из нее максимум возможности.

назад