ПРАВИЛА (IFSA)

ПРАВИЛА ( IFSA )
судейства соревнований по фрирайду
(адаптация ко Второму Чемпионату России "Спорти- Фрирайд 2001").


1.Введение.

1.1. Фрирайд - свободный спуск на лыжах по крутому неподготовленному склону, в котором участник, райдер, должен продемонстрировать свое умение технично, красиво и быстро двигаться по новому и интересному маршруту, ехать, не теряя головы не за пределами своих возможностей. Используя весь накопленный фрирайдерами арсенал движения.

1.2. Соревнование по фрирайду предназначено выявить лучшего и сильнейшего среди других участников. Чтобы исключить возможность случайности и определить стабильность мастерства райдера, соревнование проводится с оценкой по четырём попыткам - на четырёх склонах с разным рельефом. Предпочтительно, в четыре дня, по спуску через день.
Формат судейства (см. далее) будет определен на месте проведения. Исходя из конкретного выбора склона и погодных условий.


2. Основы правил оценки участников соревнований по фрирайду.

2.1. Основной принцип оценки: фрирайд - технически сложная и рискованная дисциплина.
Судейство должно определить действительно лучших и сильнейших в этом виде спорта, но, при этом, должно быть направлено на разумное ограничение сложности, на исключение чрезмерного риска участника, на недопущение к выступлению заведомо неподготовленного райдера.

2.2. Критерии оценки - выступление райдера оценивается по 6 критериям:
- 1. Сложность маршрута,
- 2. Контролируемость движения,
- 3. Безостановочность движения,
- 4. Стиль и техника движения,
- 5. Агрессивность движения,
- 6. Прыжки.
При этом "критерий 1" - "сложность маршрута" - является первым и главным в оценке мастерства фрирайдера. Именно этот показатель выступления определяет "правило двух баллов" (см. далее) по отношению к другим критериям.

2.3. Понятие (сущность) критериев:
2.3.1. "Сложность маршрута" - критерий №1: на ограниченном судьями участке склона каждый райдер выбирает собственный маршрут движения к финишному створу. Сложность этого маршрута, включающее понятия крутизны склона, разнообразие характера выбранной трассы, различное состояние снежного покрова трассы и наличие на ней бесснежных участков - все, что может пониматься как затрудняющее спуск и требующее от райдера большего арсенала различных приемов движения (спуска) - составляет предмет оценки по критерию 1.
2.3.2. "Контролируемость движения" - критерий №2: характеризует умение райдера контролировать свое движение при спуске - двигаться по маршруту без потери устойчивости, выбирать скорость движения, использовать различные приемы и участки спуска, предотвращающие - возможность его падения.
2.3.3. "Безостановочность движения" - критерий №3: означает умение райдера выбирать маршрут и двигаться по нему к финишу не останавливаясь на отдельных участках, не притормаживать перед действием. При этом логичная смена ритма движения не снижает оценку по этому критерию, более того, может рассматриваться как положительный фактор по другим критериям.
2.3.4. "Стиль и техника движения" - критерий №4. Абсолютно субъективный критерий.
Формируется понятием красоты и пониманием техники и стиля движения конкретного судьи. Стандартов не существует.
Примечание: именно это обстоятельство заставляет подбирать к оценке фрирайдеров судей с участием их авторитета в "мире горнолыжного катания".
2.3.5. "Агрессивность движения" - критерий №5. Показатель, менее других нуждающийся в толковании среди тех, кто понимает горные лыжи и сноуборд.
2.3.6. "Прыжки" - критерий №6. Прыжки не должны затмевать разум участников. Прыжок должен быть красивый, законченый, без падения. Прыжок технически не грамотный ( участник не сгруппировался, потерял контроль или упал) не засчитывается.

2.4. Оценки по критериям. Все критерии оцениваются по 5 бальной системе.
2.4.1. По критерию №1 - "сложность маршрута". Являясь определяющим, именно этот показатель устанавливает "правило 2-х баллов" Это означает, что в случае выбора участником очень сложного маршрута, судья в праве добавить плюс 2 балла (бонус) к основной оценке. Так-же судья может вычесть 2 балла, если участник упал в зоне (No Fall Zone - NFZ), описание смотреть ниже.
Судьям предстоит по результатам пробным заездов либо по просмотру маршрутов первых выступивших райдеров провести совещание и оценить сложность возможных маршрутов движения исходя из конкретного склона, состояния погоды и снежного покрова.
2.4.2. По критерию №2 - "Контролируемость движения". Критерий обозначает умение райдера контролировать скорость своего движения. Падение на маршруте является при оценке "штрафуемым фактором", характерезующим полную потерю контроля над движением. Все другие нарушения контроля движения как промежуточные оцениваются по степени потери контроля.
Внимание. Падение райдера в зоне "не падать" (No Fall Zone - NFZ) является наиболее нежелательным для райдера, поскольку автоматически приводит к введению "правила 2-х баллов" по отношению к другим критериям, кроме критерия №1 (к примеру, по критерию №1 - оценка 5 баллов, по №2 - 3 балла, по всем остальным критериям оценка не может превысить 3 балла.
Участки склона NFZ вводятся судьями перед началом соревнований с целью исключения чрезмерного риска райдеров на маршруте (в кулуарах, на скальных участках и т. п.) и для выделения финишного участка.
Участники NFZ должны иметь четко видимую сверху и снизу маркировку. Райдеры должны быть заведомо предупреждены о строгости оценки на этих участках.
2.4.3. По критерию №3 - "Безостановочность движения". Остановка или задержка движения на маршруте может быть вызвана не только потерей контроля, но и необходимостью райдера передохнуть или дополнительно осмотреться. Все это ведет к понижению оценки по критерию №3, а величина задержки определяет величину понижения баллов. Падение - тоже остановка, однако подпадает уже под предыдущий критерий. Плавность движения, равномерность хода, логичная схема ритма повышают оценку по этому критерию.
2.4.4. По критерию №4 - "Стиль и техника движения". Фрирайдинг - это движение. Красивое и техничное одновременно. Естественное движение тела и гармония с горным пространством. Исходите из этого при оценке участника по весьма субъективному показателю.
Внимание! Постоянно помните про автоматическое введение "правила 2-х баллов".
2.4.5. По критерию №5 - "Агрессивность движения". Агрессия - поле самовыражения фрирайдера.
Может работать и за, и против при оценке. Судье следует увидеть реальные пределы возможностей данного райдера. Чтобы не поощрить авантюризм, выходящий за эти пределы. Травматизм участника разрушает любые спортивные соревнования, а размер призового фонда не должен затмить разумную степень риска.
2.4.6. По критерию №6 - "Прыжки". Прыжки не должны затмевать разум участников. Прыжок должен быть красивый, законченый, без падения. Прыжок технически не грамотный ( участник не сгруппировался, потерял контроль или упал) не засчитывается.

2.5. По каждому из критериев судьям предоставляется шкала оценки от 1 до 5 баллов. Что означает предел высшей оценки одним судьей по всем критериям в 30 баллов.
Внимание! Выбирая среднюю оценку, каждому судье следует позаботиться о том, чтобы у него всегда оставалось возможность увеличить или уменьшить выставляемые баллы.

2.6. Ограничительный фактор оценки райдера - предел времени прохождения маршрута. Райдер, превысивший временной лимит, получает 0 баллов за свое выступление.
Предел времени определяется по времени прохождения маршрута открывающим (лучше - двумя) соревнование и сообщается всем участникам перед началом стартов.
Примечание: может случиться, что время открывающего окажется недостижимым для большинства стартующих. По решению Главного судьи временной лимит может быть увеличен в ходе соревнований (в этом случае - без предоставления участникам перестартовки с оценкой по полученным ими баллам).

2.7. Финиширование. Участник обязан пересечь линию финиша двумя лыжами. Непересечение или пресечение с нарушениями ведет к обнулению общей оценки участника.
Не является нарушением финиширование участника с иным, чем он стартовал, экипом (палки, лыжи и пр.) Просто причины, вызвавшие замену. Будут учтены в оценке по другим критериям(к примеру, по №2 или №3).


3. Судейская бригада.

3.1. Судейская бригада состоит из 8 человек при следующем распределении обязанностей:
- 5 судей-контролеров, включая Главного Судью и Старшего судью- контролера;
- 2 судьи- стартёр и финишёр;
- исполнительный секретарь соревнований.

3.2. Форматы судейства - или все судьи по всем критериям (формат А), или каждый из судей по одному ("своему") критерию (формат В). Перед началом стартов участники должны быть извещены о принятом судьями формате судейства.

3.3. Расстановка судей на склоне производится исходя из конкретных условий склона, погоды, общей видимости. Оценка прохождения выбранного участником маршрута проводится с применением, при необходимости, биноклей.


4. Протесты.

4.1. Участник соревнования имеет право опротестовать общее решение (или решение одного из) судей. Подачу протеста следует произвести не позднее 15 минут после вынесения общей оценки (информировании об оценке).

4.2. Подача протеста является для участника платной; "стоимость протеста" определяется заранее решением Оргкомитета соревнований и заблаговременно доводится до сведения участников.
Уведомление протеста ведет к возвращению внесенной суммы.

4.3. Поданный участником протест рассматривается Главным судьей на месте. Сложные случаи отсматриваются на видео материале и обсуждаются составом судей. Решение выносится вечером этого дня и повторному обжалованию не подлежит.


5. Общие организационные Вопросы.

5.1. Главному судье следует позаботиться, о технической службе соревнования и исполнительному секретарю - обеспечить каждого из судей переговорной радиостанцией, биноклем нужного увеличения, планшетом для опоры при писании, карандашами.

5.2. Подписанные протоколы завершенного дня соревнования должны быть вывешены к утру следующего дня. Окончательный протокол должен быть готов и подписан Главным Судьей и исполнительным секретарем к моменту награждения участников.


6. Некоторые рекомендации судьям.

6.1. Старайтесь не смешивать критерии оценки, поддавшись общему впечатлению от прохождения участниками маршрута.

6.2. Пропустив или не заметив по каким-либо причинам прохождения райдером того или иного участка маршрута, лучше позаимствовать у коллеги его оценку, чем выставлять собственную "от фонаря".
Честность судьи профессиональнее его находчивости.

6.3. Не комментируйте ход выступления райдера. Не обсуждайте его с коллегой, со зрителями.
Открыты только три темы: время ввода правила "двух баллов", нарушение в зоне NFZ, выход за лимит времени.

6.4. При формате А судейства ведите запись хода участника по каждому критерию. Воспользуйтесь знаковой системой записи для каждого критерия. К примеру: по критерию №2 "Контролируемость движения" обозначьте: стрелкой на 12 часов - устойчивое движение райдера, на 2 часа - малую потерю контроля, на 4 часа - среднюю, на 6 часов - падение. По критерию №3 "Безостановочность движения": "запятая" - остановка, "точка" - стоянка, "троеточие" - длительная стоянка. (Может Вам больше по душе соответствующие знаки дорожного движения?)

6.5. Если одно призовое место по выставленным Вами баллам вышло сразу 6 участников, значит что-то Вы сделали не так. Хорошо бы еще понять, что.


Перевод: Маланчук Максим.

Техническая редакция: Молчанов Роман.

Информация получена с сайта www.sporty.ru
назад