ШКОЛА СНОУБОРДА - Класс 2. Продолжающие

Правила поведения на трассе

Рано или поздно вы попадёте в горы. Горы это круто. Трассы в горах различаются по крутизне и сложности, и маркируются в разные цвета.

Зелёные трассы: трасы для новичков ровные гладкие склоны с крутизной 4-10градусов.

Синие трассы: склоны с крутизной 10-20градусов.

Красные трасы: склоны с крутизной 20-30 градусов.

Чёрные трассы: склоны с крутизной 30-45 градусов.

Вы уже не начинающий и чувствуйте, что можете практически вс. Вам уже совсем не страшно, но как раз здесь и кроется много опасностей.

Вот несколько простых правил, которые помогут избежать много неприятностей с вами и с другими людьми. Перед тем, как, взять свой сноуборд, и бежать на подъёмник, изучите карту района, изучите количество и цвета трасс, изучите их маршруты и лавинную обстановку. Изучите правила поведения и технику безопасности на подъёмнике. Ну и потом поднимайтесь наверх.

На склоне

Перед спуском, посмотрите, хорошо ли просматривается участок склона перед вами. Перед тем как начать движения, убедитесь, что вокруг вас нет никаких помех для вашего движения, и вы сами не создадите помех для других людей. Настройтесь на спуск и вперёд. Обгоняйте других людей широкими дугами, не мешая при этом другим. Помните, что во всех спорных ситуациях виноват верхний по склону человек. Если вы упали, то по возможности сразу поднимайтесь, не оставайтесь лежащим на снегу в плохо просматриваемых местах, на выкатах или поворотах трассы. Не проезжайте мимо людей получивших травму, по возможности окажите ему помощь или вызовите спасателей. Уважайте других людей, и люди будут уважать вас. При катании вне трасс соблюдайте осторожность, не спускайтесь в плохо просматриваемых местах. Перед тем как уйти одному на безлюдный склон предупредите кого-нибудь и скажите когда вас ждать.

НЕ РАЗМЕНИВАЙТЕ ОДИН СПУСК НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

 

Поднимаемся в гору

Поговорим о пользовании подъемниками. Они делятся на три категории: гондольные, они же фуникулеры, кресельные и буксировочные. Пользование первыми, представляющими собой обычные подвесные вагончики, не составляет проблем, Гондолы часто оснащены внешними креплениями для оборудования. На технике пользования кресельными и буксировочными подъемниками остановимся более подробно.

Буксировочные подъемники

Существует несколько разновидностей таких подъемников, объединяемых парой общих принципов. В любом случае вы будете ехать вверх на буксире, и также в любом случае тащить вас будет стальной трос. Разница в способе крепления к тросу.

Детские подъемники


Трассы для начинающих, "детские" склоны чаще всего оснащаются очень медленными подъемниками с закрепленными непосредственно на тросе резинопластовыми скобами. Трос движется параллельно земле на высоте порядка одного метра. Такие устройства чаще всего называют бэби-лифтами. Начинать знакомство с работой подъемников лучше всего именно здесь.

Вот общие правила:
- Встаньте на нижней площадке подъемника рядом с тросом. Передняя нога пристегнута, задняя - нет. Доска развернута прямо вверх по склону. Вопрос о том, отстегивать ли заднюю ногу для подъема, довольно сложен. Опытные райдеры чаще всего не считают это нужным. Если вы отстегнули заднюю ногу, она послужит вам опорой, пока вы будете ждать приближающуюся скобу. Если пристегнуты обе ноги, а у основания подъемника есть некоторый уклон, вам придется принять меры против соскальзывания вниз. В этом случае разверните доску поперек склона на достаточный угол.

- Смотрите назад, на приближающуюся скобу. Когда скоба поравняется с вами, беритесь за нее обеими руками. Оттолкнитесь свободной ногой, чтобы сдвинуть доску с места. Если не отстегивался - быстрым прыжком разверните доску точно вверх по склону и продвиньте ее вперед движением ног. Это не так уж сложно. В любом случае вы должны помочь доске тронуться - точка приложения силы подъемника слишком высока, если вы останетесь пассивным, рывок подъемника просто заставит вас упасть вперед.

- Тронувшись, поставьте заднюю ногу перед задним креплением, как вы это делали на первом уроке.
- Держите скобу ближе к себе, это поможет вам сохранить равновесие.
- Не сгибайтесь в пояснице. Если есть необходимость опустить скобу ниже - а трос зачастую идет очень низко, особенно если впереди целая команда маленьких лыжников - сгибайте колени.
– Вес вашего тела должен быть равномерно распределен между передней и задней ногами.
- Смотрите вперед. При необходимости управляйте доской, слегка задавливая соответствующий кант задней ногой.
- Если подъемник остановился, а вы только на полпути, примите меры против соскальзывания, то есть либо выставите заднюю ногу, либо разверните доску. Стартовать придется заново.
- Если вы упали, а это случается со всеми, постарайтесь как можно скорее покинуть дорожку подъемника.
- Добравшись до вершины, не задерживайтесь на дорожке подъемника, отпускайте скобу и соскальзывай в сторону.


Якоря и тарелки

Более серьезным сооружением является подъемник, называемый по форме буксировочных штанг "якорным", или Т-подъемником в английской терминологии. Пока вы начинающий, пользуйтесь этой штуковиной в одиночку, заводя якорь одной стороной за переднюю ногу. Позже, когда почувствуете себя уверенно, вы сможете подниматься на одной штанге вместе с еще одним райдером, оперевшись на свою сторону якоря верхом бедра задней ноги. Есть и сугубо индивидуальная разновидность таких подъемников. На конце буксировочной штанги этих агрегатов закреплена небольшая пластиковая тарелочка, за что их и прозвали тарельчатыми. По англоязычной классификации это подъемники системы Пома. Понятно, что тарелочка предназначена для размещения между ног. Вот некоторые особенности использования Т и Пома подъемников:
- Подъемники со средней (порядка 3 м/с) буксировочной скоростью снабжаются вытяжными катушками - устройствами, облегчающими старт и выравнивающими скорость твоего движения на перепадах рельефа. Рывок троса вы почувствуете тогда, когда вспомогательный трос полностью вытравится из катушки. Вам надо тронуться с места, не дожидаясь этого момента. Для этого или оттолкнитесь не пристегнутой задней ногой, или слегка подпрыгните для того, чтобы разгрузить доску.
- Не садитесь на якорь или тарелку, они для этого не предназначены.
- Придерживайте штангу передней, а при необходимости и двумя руками.
- В случае падения немедленно избавляйтесь от штанги, нет смысла волочиться по снегу за тросом. Не беспокойтесь, штанга сразу уйдет вверх за счет катушки (то же произойдет с ней и на верху, когда вы отпустите ее).
- Не напрягайтесь, расслабьте мышцы плечевого пояса, дышите ровно и глубоко, ведите доску спокойно. Избегайте энергичных закантовок.
- Подъемники с высокой (порядка 5 м/с) буксировочной скоростью снабжены особой стартовой системой. Штанги этих подъемников не закреплены на тросе жестко. Команду исполнительному механизму, фиксирующему штангу на тросе, дает специальный датчик, расположенный в створе оборудованных на нижней станции стартовых ворот. В этом месте делается небольшой уклон в сторону склона, что позволит вам просто выкатываться на дорожку подъемника. Как вы понимаете, в этом случае движения райдера с пристегнутой или отстегнутой задней ногой ничем не отличаются. Выкатываясь, вы возьмете в накопителе крайнюю штангу и поместите ее между ног. Рывок будет очень сильным, но за счет того, что вы уже двигаетесь, не создаст вам проблем.
- Не пугайтесь высокой скорости подъема. Вы быстро заметите, что стабилизировать доску на таких подъемниках легче, чем на любых других. Скорость позволяет очень эффективно пользоваться кантом. Энергичные за кантовки, зачастую приводящие на медленных и средних подъемниках к падению, здесь вполне проходят.
- Старайтесь не бросать штангу перед промежуточной опорой, это может привести к остановке главного троса.


Бугельные подъемники

Теперь немного о распространенных анахронизмах. Часто можно видеть подъемники, по виду напоминающие только что описанные, но не оборудованные никакими облегчающими жизнь приспособлениями. На небольших склонах их применение иногда оправдано. Принципы использования, разумеется, не отличаются от изложенных выше. Совершенно другое дело, если речь идет о бугельном подъемнике. Бугельный подъемник - это голый трос, движущийся вверх по склону. Крепиться к нему вы будете с помощью так называемого бугеля, брезентового троса (фала) со специальной скобой (именно она, на самом деле, и есть бугель) на одном конце и небольшой деревянной перекладиной на другом. - Займите стартовую позицию возле троса.
- Накиньте скобу на трос. Существует очень много различных конструкций этого устройства, зависящих от наличия или отсутствия промежуточных опор, - Главная хитрость заключается в необходимости натяжения вашего фала для зацепления бугеля. Накинув скобу на трос подъемника, слегка натяните свой фал. Зацепившись за основной трос, скоба начнет движение вверх. Не накидывате бугель на трос в месте соединения его концов, так называемой сплетки.
- Перепускайте фал, слегка зажатый в кисти передней руки. Отпустив бугель на метр - полтора, крепко сожмите руку и инициируй ногами движение доски – Если вам не хватает равновесия, а основной трос идет на удобной высоте, можете схватиться за него свободной рукой. Но имейте в виду, что трос покрыт смазкой (черной, разумеется), и часто имеет разлохмаченные участки, о которые можно повредить и перчатку, и руку.
- Стабилизировав свое движение, заведите деревянную перекладину между ног. Освободившейся передней рукой снова возьмитесь за фал перед собой.
- В случае падения немедленно отпустите бугель! Разгруженный, он практически сразу падает с основного троса. Правда, иногда этого не происходит.
- Абсолютно недопустимо наматывать фал на руку или еще как-то закреплять его. В этом случае падение почти наверняка закончится травмой! К сожалению, это не преувеличение. Еще более мрачная перспектива ждет нарушителя этого правила, если не сработает отбойник на верхней станции подъемника и бугель начнет уходить на приводной шкив основного троса. Говорят, бывали смертельные случаи.
- Поднявшись наверх, высвободите, немного не доезжая отбойника, перекладину. Соберите скинутый отбойником бугель и отъезжайте в сторону.
- Если возникла необходимость покинуть подъемник, не достигнув вершины, подтяните свой трос поближе к себе, а затем резко отпустите его. Разгруженный бугель соскочит с основного троса.
И последняя рекомендация, общая при использовании всех буксировочных подъемников:
- Получайте удовольствие! Установка "классный спуск - пугающий подъем" в корне неверна! На склоне вас должно радовать все, в том числе и движение вверх.

Кресельные подъемники

Использование кресельных подъемников много проще, чем буксировочных. Практически, вам требуется только сесть в кресло подъемника внизу и покинуть его на вершине.
- Займите стартовую позицию. Доска по направлению подъема, задняя нога отстегнута.
- Смотрите назад, на приближающееся кресло.
- Возьмитесь за стойку подошедшего кресла и садитесь.
- Приподнимите свободную ногу и носок доски, чтобы не зацепить снег, пока кресло низко.
- Опустите защитную планку (если она есть).
- Воспользуйтесь опорой для ног, а при ее отсутствии поддерживайте доску свободной ногой.
- При приближении к верхней станции разверните доску по направлению склона и немного развернитесь сами на кресле. Поднимите защитную планку.
- Оказавшись над точкой высадки, поставьте доску на снег и встаньте.
- Поместите заднюю ногу перед задним креплением и скатитесь в сторону.
На креслах большой вместимости начинающему лучше занимать крайние места и предупреждать о своей неопытности соседей. Для их же пользы.

 

Карвинговые повороты

Карвинг - стиль прохождения виражей без сброса доски. Нос и хвост доски движутся по абсолютно одинаковой траектории, кант эффективно работает по всей длине без поперечного проскальзывания. За райдером остается тонкий резаный дугообразный след без выбросов снега по сторонам.
Нужна ли эта техника простому райдеру? Еще как! Именно эта техника и является единственно правильной. Да, вы уже умеете без падений преодолевать склоны, ловко пользуетесь сбросом, но этого мало! Настоящий драйв катания на сноуборде можно почувствовать, лишь уверенно контролируя доску на любой скорости.
Чем же отличается эффективный поворот от уже освоенного обычного? Кроме уже указанного отсутствия сброса, существует еще одно, не менее важное, отличие. Если раньше вы использовали для смены канта плоское ведение доски вниз по линии склона, то теперь ваша задача будет почти обратной - использовать момент пересечения линии склона для максимальной закантовки. Сменить же кант вам придется несколько раньше, в
завершающей фазе движения траверсом.

Загрузка и разгрузка

Секрет эффективного движения на сноуборде заключается в умелой работе собственным весом. Правильная резанная дуга - результат точно дозированного вами усилия, приложенного к доске и переданного ею на рабочий кант. Это усилие называется загрузкой доски. Его составляющими являются ваш вес и центробежная сила, выдавливающая вас наружу дуги. Единственная постоянная величина здесь - как раз ваш вес. С центробежной силой все сложнее. Она зависит от скорости и радиуса поворота. Чем сильнее загружена доска, тем больше ее изгиб (а значит меньше мгновенный радиус канта), и тем круче поворот. Но меньший радиус поворота означает увеличение центробежной силы, и вам придется сильнее наклониться внутрь траектории. Правильно загрузить доску значит найти точный баланс скорости, положения тела и радиуса дуги.
А что же нужно для перекантовки? Разгрузка - такой же важный технический элемент катания, как и загрузка. Уже говорилось о сложности ускорения простой перекантовки. Но сейчас речь об эффективном методе. Резкая разгрузка "отрывает" доску от склона, делая возможными достаточно энергичные развороты. Этот прием вполне применим и в простой перекантовке, но это ни к чему. Вы, путем совершенствования уже освоенной вами техники начинающих, будете продвигаться вперед в изучении техники эффективной.

Первый, в сущности, самый простой способ разгрузки вы уже знаете. Это переход в плоское ведение. Нагрузка, приходившаяся до этого на кант, мгновенно распределяется по всей плоскости доски. Но для энергичных маневров этого мало.

Второй способ разгрузить доску - резко подтянуть ее ногами к себе, снизив передачу на доску своего веса и центробежной силы. Внешне это движение выглядит почти неотличимо от приседания, а в случае использования в простом повороте, практически, и является приседанием. Но, ведя силовую дугу вы, как уже говорилось, загружаете доску, продавливаете ее ногами, как бы отталкивая ее от себя. Значит, в этом случае для разгрузки вы будете именно подтягивать доску к себе, и движение это будет больше похоже на группировку.
Третий способ разгрузки - использование рельефа склона. Резкое увеличение крутизны склона, даже за счет небольшой ямы, также приводит к разгрузке доски, ведь ваш центр тяжести по инерции продолжает двигаться по прежней траектории.

Техника движения

Приемы катания на сноуборде, о которых говорилось сейчас, будут формировать ваше мастерство райдера. Все, чему вы научились раньше, воспринимайте как базу для освоения карвинга. Детали техники энергичного катания на доске разных райдеров отличаются. Нет двух совершенно одинаковых людей - так же нет и двух совершенно одинаково двигающихся райдеров. Ваша анатомия, структура вашего мышечного каркаса, особенности работы вестибулярного аппарата - все это влияет на вашу технику. Не удивляйтесь, если услышите от разных райдеров не слишком похожие описания техники, используемой ими для карвинга. Не смотря на заметные различия в стиле катания, все они используют один и тот же алгоритм движения. Ваша задача сейчас - не просто выучить какой-то новый набор движений. Вы должны, поняв и освоив общие принципы силового катания, выработать свой собственный стиль, удобный и естественный именно для вас.

Для начала вам лучше вернуться на ровный, широкий и пологий склон с хорошим выкатом. Как уже говорилось, карвинговое катание позволяет контролировать скорость, не снижая ее. Поэтому сейчас для вас так важна новая установка: не гасить скорость, а использовать. Вам придется преодолеть очередной психологический барьер и "отпустить" доску. Пологий склон позволит вам ехать не слишком быстро. Начните спуск на такой высоте склона, которая не пугает вас. Начало движения - обычный дугообразный траверс. Не допускайте сброс, следите за стойкой, не гасите скорость! В тот момент, когда раньше вы просто ставили доску плоско на склон для начала перекантовки, сделайте то же движение, дополнив его группировкой. Почувствовав, что доска начала разворачиваться к линии склона, перенесите центр тяжести своего тела на другую ее сторону, то есть вниз по направлению склона и внутрь поворота. Раньше для этого вы ждали, пока доска встанет точно по линии склона, и все произойдет само собой. В простом повороте опережающее движение привело бы к потере равновесия, но сейчас, используя имеющуюся скорость, вы немедленно начнете задавливать противоположный кант - не дожидаясь, пока доска развернется носом на линию склона. С точки зрения простого поворота возникает парадоксальная ситуация: доска еще не пересекла линию склона, и вы двигаетесь на нижнем по отношению к горе канте. Но эффективное использование центробежной силы удерживает вас от падения, а нагруженный кант режет дугу в сторону линии склона и пресекает ее, постепенно переходя в траверс. Вот, собственно, вы и выполнили эффективный поворот. Впереди аналогичный на другом канте.

Основные ошибки: слабая вертикальная работа ног, осажанная назад стойка, недостаточная скорость

Исправление ошибок: не спешите с перекантовкой. Начните переносить центр тяжести немного раньше, чем вы делали это в простом повороте. По мере тренировки скорость будет расти, и упреждающее действие вы будете стараться начинать все раньше и раньше.
- Скорее всего, поначалу вы не сможете избежать сброса доски в вираже. Старайтесь избавиться от этого недостатка! Способ все тот же - равномерная загрузка обеих ног.
- Не распрямляйте ноги! Ноги должны постоянно работать, сгибаясь на входе в вираж и распрямляясь в момент ведения дуги, довольно значительно при движении на переднем канте и совсем немного - на заднем, но никогда до конца!
- Оставайтесь на передней ноге, попробуйте подогнуть заднее колено под переднее, это даст вам правильное распределение веса.
- Избегайте длинных выполаживающихся траверсов, они лишают вас ощущения циклически повторяющихся колебательных движений - виражей, не дают правильно воспользоваться скоростью. Закончив один разворот, сразу переходите к другому.

Прохождение ям и бугров

Самое главное оставаться как можно ближе к линии склона. Для этого вы должны держать корпус тела перпендикулярно линии спуска. Старайтесь избежать заносов, которые характеризуются сильным боковым удалением. Очень важно найти ритм вашего спуска, который продиктован рельефом, и сохранить эту регулярность движений на весь спуск. Выбирайте участок, где бугры наиболее регулярны (равномерны). Попытайтесь работать так, чтобы, не упускать из виду свои колени. Работы ног можно сравнить с работой амортизаторов. Они разгибаются при прохождении ямы и сгибаются при прохождении бугра, чтобы удерживать контакт сноуборд – снег. Торс должен оставаться на одном и том же уровне на протяжении всего спуска.

Ведение дуги

Повороты должны следовать один за другим без пауз. Каждый предыдущий поворот это подготовка к последующему. Необходимо свести до минимума фазы соскальзывания. Повороты должны быть законченными, нужно стремиться к мощной импульсивной закантовке. Избегайте поворотов на плоском борде. Не торопитесь, мышцы тела расслаблены, а внимание сконцентрировано. Бугры легче всего проходить не по центру, а по краю.

Основные ошибки:Сильное отклонение назад, закованные напряжённые ноги.

Исправление ошибок:Тренируйтесь на не больших скоростях, следите за осанкой.

назад