ШКОЛА СНОУБОРДА - Класс 3. Эксперты

Многие сноубордисты атакуют, режут, прыгают..., но когда дело доходит до плохих снежных условий (лёд, жесткий наст) или склон делается круче, техника становится случайной. Эксперт способен управлять доской независимо от качества снега и уклона трасы. Делать поворот на плоскости, на мягком снегу проще, чем на жёстком льду и крутом склоне. Чтобы стать экспертом постарайтесь окружить себя экспертами. Цель - стабильный, постоянный контроль над доской, удержание её на снегу. Учитесь кататься мягко и расслабленно нужно быть гибким, и жёстким когда надо.

Слаломная техника

Слаломная трасса

Слалом на доске очень похож на горнолыжный слалом, но трассы, разметки и сам ход соревнований различны. Разметка делается либо обычными вешками, либо с двойными, с приделанными к ним флагом. Трасса лимитирует виражи менее крутые, чем в горнолыжном слаломе. Обычно соревнования проходят в виде параллельного слалома по очень короткой трассе (от 20 до 30 ворот) приблизительно за 20 секунд, чаще всего снабжены одно или двух метровыми трамплинами. Спортсмены соревнуются на одинаковых трассах в 2 попытки. Или соревнования проводят по традиционной трассе (по типу горнолыжной) в две попытки с подсчетом времени в этом случае трасса длиннее (35- 45 ворот).

Техника

Очевидно, что идеальной траектории не существует, но, тем не менее, вполне возможно выделить некоторые правила в выборе траектории движения. Нужно избегать слишком длинного пути, ваша траектория должна быть максимально приближена к линии склона. Центр поворота находится рядом с вешкой или чуть выше. При выходе из поворота избегайте движения доски вверх по линии склона, тем самым вы закрываете себе поворот. В направлении следующих ворот траектория должна быть максимально прямой, и она показывает вашу готовность повернуть быстро, исключая проскальзывания пятки сноуборда. В слаломе вы должны видеть примерно четыре, пять ворот впереди себя и соответственно рассчитывать свою траекторию. При прохождении анфилады сноубордисты ускоряются, чтобы достичь ярко выраженных поворотов. Надо попытаться скруглить последний поворот, чтобы лучше выбрать траекторию прохождения следующих фигур. Если вам достанется большой номер, то вам придётся идти по разбитой раскатанной трассе. Не пытайтесь выйти из колеи, приспособьтесь к так называемой санной технике, оставайтесь в глубине трассы. Чтобы ехать быстро, надо избегать торможений. При движении по линии склона, по дуге или прямой траектории сноубордист набирает скорость, которую он должен максимально сохранить на своём пути. Для этого нужно:

-Максимально держать траекторию как можно ближе к линии склона.

-Как можно более плоское ведение доски на прямых участках между двумя вешками.

-Избегать соскальзывания задней части доски на поворотах.

-Дозировать угол закантовки в зависимости от дуги, снега, линии спуска.

-Вертикальная работа ног.

- Добивайтесь независимой работы корпуса относительно ног.

Прохождение вешек

При выполнении поворота корпус сноубордиста неизбежно наклоняется на вешку. Попытайтесь забыть про неё и сконцентрироваться на трассе. При приближении к вешке, торс слегка наклонён вперёд, таз перпендикулярен к линии спуска, положение рук перед грудью.

Халф - пайп

Халф пайп - полутруба, выстроенная из снега на склоне. От 50 до 100 метров в длину и от 8 до 12 метров в ширину, крутизна склона примерно 15-20 градусов. Стены высотой 1,5- 2,5 метра, где не менее 50 сантиметров вертикальной части стены. На верху стены делается платформа, достаточно широкая, позволяющая сноубордисту расположится на ней.

Соревнования

Спортсмены должны выполнить квалификационный спуск по желобу с максимальным количеством прыжков и фигур и наибольшей амплитудой, сохраняя при этом изысканность стиля.

Судьи оценивают оценки по 20 бальной шкале. Критерии следующие:

Это помогает выявить16 спортсменов. Затем они соревнуются в двух попытках с суммированием очков.

Техника катания

Стартовать можно с любой стороны пайпа, но удобнее гуфи с правой стороны, а регуляр с левой. При подъезде к стене, ваши ноги согнуты, вы сохраняете равновесие, мышцы расслаблены. Атакуйте стену, как можно перпендикулярно, следите за доской. Как только достигните вершины стены, сделайте толчок ногами, чтобы усилить вылет и энергию полёта. Очень важно во время прыжка оставаться над гребнем, иначе вы приземлитесь только к подножью стены, это приземление сложно самортизировать, кроме того, вы потеряете скорость для взлёта на другую стену. Не пытайтесь делать фигуры, пока вы не взлетели хотя бы на метр от гребня. Необходимо сохранять скорость на всём пути и контролировать доску, как на снегу, так и в воздухе. Необходима хорошая координация рук и ног при движении и выполнении фигур.

 

Техника катания в целине.

Катание в целине это всё. Это нирвана, это полёт, красота, не передаваемые ощущения.

Те, кто умеет кататься в целине на сноуборде, вряд ли бросят сноубординг вообще. В технике катания нечего сложного нет, стойка нормальная центр тяжести немного перенесён на заднюю ногу, руками вы помогаете держать равновесие. Не забывайте про вертикальную работу ног. Учитесь чувствовать склон. Старайтесь не смотреть себе под ноги, а немного вперёд.

Повороты веером.

Эти повороты иногда используются для прохождения глубокой целины на малой скорости или на тяжелом мокром снегу. Техника этого поворота такова: нос вашей доски немного приподнят над снегом, вес тела перемещён на заднюю ногу, а передней ногой вы поворачиваете. Вернее вы её перемещаете в лево ,вправо

Основные ошибки: Чрезмерное отклонение назад. На маленькой скорости не пытайтесь закантоваться, это приведёт к падению.

Исправление ошибок: Не делайте резких движений, учитесь чувствовать под собой склон, старайтесь поддерживать одну и туже скорость

Рекомендация, если вы въезжаете на не тронутый снег с трассы, то при въезде.Присядьте и немного отклонитесь назад, т.к. только вы въедете в целину ваша доска провалится носом в снег и вас кувырнёт.

 

Техника прыжков

Преодоление страха перед прыжком. Не важно, какой высоты прыжок, в 1 или 25 метров, первый или сотый, всегда, в глубине души, есть какой-то не понятный страх, и сосет под ложечкой в самый не подходящий момент. Несколько минут назад выполнение прыжка казалось лёгким, и не было никаких проблем, но теперь, когда подошла ваша очередь, вы чувствуйте, что на самом деле это не так. В страхе нет ничего плохого, если вы умеете его контролировать, но он овладевает нами всегда по-разному. Для кого-то прыжок в 25 метров не представляет ни каких проблем, а важный звонок начальства вызывает дрожь в коленях. Страх это естественная защитная реакция нашего организма, это начало прилива адреналина. Тело нуждается в активности и физическая подготовка только половина успеха. Вторая половина успеха - подготовка моральная и только тогда, когда вы начнёте понимать, что и как должно происходить с вами в воздухе, вы достигните результата. На практике эта умственная и телесная связь едва заметна. Ваш мозг должен сам решать, что нужно сделать, а тело уже справляется с задачей, и они должны работать слажено. Многие, особенно в сноуборде,( сначала начинают бегать, перед тем как научиться ходить), они начинают прыгать, хотя к этому совершенно не готовы. Половина начинает со сложных прыжков и трюков. Взаимосвязь между разумом и телом и, конечно же, практика, являются первыми шагами для достижения хорошей техники и преодоления боязни перед трамплином. Разум черпает информацию из предыдущих попыток, и это является ключом к преодолению страха. Если с самого начала начать крутить родео или фронт флип, то шансов на успех практически нет. Ваш разум запомнит всё и сохранит на будущее. У скейтеров или у серферов взаимосвязь между разумом и телом достаточно прочная по этому их прогресс может быть быстрее. Например: гимнаст профессионал может с полной уверенностью выполнять сложные вращения и перевороты. Это происходит потому, что его разуму уже знакомы эти движения, знакомы ощущения при вращении и поиска места приземления. Если вы потратили много времени вращаясь и приземляясь, но так и не научились определять своё место нахождение в воздухе, значит ваш разум еще не достаточно натренирован. Всё, что вам нужно - это уверенность в собственных силах, которую вы должны постепенно выработать в себе через удачные попытки. Когда вы достигли уровня, когда всё получается синхронно, трюки выполняются легко и плавно, точно так, как они представлялись, где-то на пол пути, большинство людей осознаёт, что они достаточно уверены в себе, но еще слишком не собраны, чтобы осуществить задуманное. По этому надо выбрать последовательность действий, придерживаясь которой вы придёте к выполнению трюка. Итак, разум опирается на предыдущий опыт, и он контролирует тело. Если телу не сказать что делать, ничего не получится. Начнём сначала, первое, что надо сделать, чтобы добиться хорошей и основательной техники надо четко себе представлять, как двигаться. Надо действовать постепенно, сделать трудный прыжок и плохо приземлится - это не шаг в верном направлении, хотя учится на своих ошибках не так уж и плохо. Надо поставить перед собой задачу, новую, но не слишком трудную. Выберите небольшой подъём с лёгким спуском и подходящую площадку для приземления (учится прыгать на трудных спусках не желательно). На этом этапе ваше сознание сталкивается с чем-то новым, что может остановить вас. В этом случае лучше с головой уйти в прыжок: наблюдать за прыжками, смотреть откуда и с какой скоростью прыгают другие. На первом этапе надо как можно больше наблюдать за другими, ибо это пригодится вам. Наблюдайте внимательно, нет никаких сомнений, что большинство спускается с одних и тех же мест и на похожей скорости. Отрыв от земли также важен, наблюдайте за тем, кто как съезжает. Насмотревшись, вы на интересующий вас трюк вы сможете понять, что же происходит в воздухе. Спускаясь самостоятельно, вы уже будете иметь представление о том, как вы выглядите в момент спуска, почувствуйте отрыв от земли, и самое главное, узнаете, как выглядит приземление. Удачные попытки на этом уровне упростят ваш прогресс. Очень важно к следующему процессу: после каждой попытки необходимо мысленно пробегать через всё, что вы видели и чувствовали во время прыжка, как будто смотрите это по видео. Прислушайтесь к своему телу, дайте ему возможность рассказать о том, что надо улучшить или о том, что было не верно, а самое главное, что было исполнено правильно. Проводите полный и тщательный анализ того, что вы собираетесь делать. Необдуманные поступки грозят потерей в пространстве и травмами. Когда вы учитесь, не важно, на сколько вы профессиональны, главное, чтобы обстоятельства сложились в вашу пользу, надо прыгать как можно больше, прежде, вы решитесь на свой главный прыжок. Прыгайте до тех пор, пока не почувствуйте уверенность в собственных силах. Если вы имеете четкое представление о том, как вы исполните прыжок, то половина дела сделана, осталось только его исполнить и, если вы добились прогресса то вам это не составит особого труда отработка новых трюков станет более простой, если вы будете следовать этой обучающей системе.

Безопасность

Не прыгайте в неизвестных местах. Не пытайтесь прыгать, если приземление и состояние его не известно или оно небезопасно. Подъезжая к трамплину, держитесь в крепком устойчивом положении. Всю массу тела равномерно распределите на обе ноги. Корпус находится по центру между коленями. Наберите максимальную скорость, на которую только способны. Чем большую скорость удастся набрать, тем больший промежуток времени вы будете находиться в воздухе. Время нахождения в воздухе напрямую сказывается на качестве и простоте выполнения запланированного трюка. Если вы только начинаете осваивать искусство прыжка, то начинайте с простых ''прямых'' прыжков без захватов и разворотов. Сконцентрируйтесь в начале только на технике правильного и безопасного приземления.

Отрыв от трамплина.

Въехав в начало трамплина, начините приседать, и как только достигните верхней кромки трамплина, толкайтесь ногами, выпрыгивайте. Это очень важный момент, поскольку он также влияет на высоту и продолжительность полета, как и набранная скорость.

Разворот в воздухе.

Любой разворот должен начинаться поворотом головы и плеч. Во время отрыва от трамплина поворачивайте сначала голову и только потом плечи. Движение головы и плеч начинайте в направлении, в котором хотите выполнить разворот.

Захват доски рукой.

Для правильного выполнения захвата максимально близко подтягивайте колени к груди и спокойно захватите доску рукой. Не надо наклоняться или тянуться к доске, это часто приводит к нарушению траектории и дальнейшему падению.

Приземление.

Подготовка к приземлению необходимо начинать уже в воздухе, на заключительном этапе выполнения какого-либо трюка. Посадка пройдет успешно и безопасно в том случае, если, находясь еще в воздухе, вы уже будете четко видеть место своего приземления. Держите место приземления в поле своего зрения, это также поможет вам подготовиться к столкновению с неожиданно появившимися препятствиями и принять правильное решение. Держите корпус по центру доски, иначе во время касания с землей центробежная сила перевернет вас через голову или завалит на спину. Во время приземления, гасите удар приземления, сгибая ноги в коленях и пружиня ими. Не приземляйтесь на прямых ногах, это почти всегда оканчивается очень плохо. Руки держите перед собой. Приземление с вытянутыми вниз руками очень часто приводит к сильным ушибам и тяжелым переломам. Еще вытянутые перед собой руки играют роль баланса и тем самым повышают вашу устойчивость во время приземления. После совершения посадки следует как можно быстрее покинуть зону приземления, это убережет вас от столкновения с тем, кто прыгает следом, но о вашем присутствии еще не догадывается.

Строим правильный трамплин.

Из чего состоит трамплин?

A - Разгон
B - Выезд на трамплин
C - Трамплин
D - "Мертвая зона"
E - Приземление
F - Выкат

A) Наклон разгона обычно достаточно крутой, что дает возможность хорошо разогнаться на достаточно коротком расстоянии .

B) Выезд к трамплину должен быть плоским для того, чтобы вы могли выехать на трамплин в подготовленной к прыжку стойке. Если разгон оказался слишком быстрым, то выезд загасит скорость до необходимого уровня. Кроме этого, плоский выезд делает переход от крутого разгона к не менее крутому трамплину более мягким и плавным, и поэтому ваш центр тяжести не отбрасывается назад.
C) Строительство хорошего трамплина - это целое искусство, поэтому более подробно мы остановимся на этом чуть позже.

D) Правильно спроектированный трамплин имеет пустое чистое пространство - "мертвую зону". Размер этой зоны зависит от размеров трамплина и его скоростных характеристик. Очевидно, что чем больше "мертвая зона", тем большая скорость должна развиваться во время подъезда и отрыва от трамплина.
E) Правильное приземление - очень важный элемент в постройке, но мы обратим на это внимание позже.

F) Выкат - заключительный элемент всей постройки, должен быть чистым, без камней, деревьев и кочек.

Этапы постройки трамплина

1) Выбор месторасположения:

-Все начинается с поиска места для приземления (Раздел E). Хорошее место для приземления должно быть достаточно крутым и быть, по крайней мере, 15 метров длиной. Снега как можно больше, и никаких камней, деревьев или кочек. Если такого места найти не удалось, то можно рассмотреть вариант постройки искусственного приземления.

-Убедитесь, что есть чистый и безопасный выкат (Раздел F).

-Проверьте, что присутствует хороший разгон и выезд (Разделы A и B). Чтобы определить, являются ли они достаточными, заберитесь на то место, откуда будете разгоняться. Представьте себе примерное месторасположение будущего трамплина и оцените угол наклона склона в его сторону. Это поможет вам определить, хватит ли скорости для нормального прыжка с трамплина. Если нет, то попробуйте найти другое место, и попытайтесь опять смоделировать разгон к воображаемому трамплину. После того, как место найдено, спуститесь к нему пару раз на доске. Вы сможете точно оценить силу разгона и размер выката, а заодно примнете снег и раскатаете приземление с выкатом.

-Как только вы немного раскатали приземление и разгон, можно начинать постройку трамплина. Надеюсь, что к этому моменту, на основе скоростных характеристик разгона и выезда, вы уже определились с величиной "мертвой зоны" (Раздел D).

2) Строительство трамплина:

-Чтобы работа шла быстро и легко, надо запастись правильным инструментом. Самое лучшее, что можно предложить - специальная разборная снежная лопата. Она жесткая, легкая и сделает постройку трамплина таким же простым занятием, как складывание кубиков из детского конструктора. Стоит отказаться от покупки лопат с пластиковыми совками! Они слабые, не могут нормально прорезать снежный наст, и поэтому часто гнуться, а потом окончательно ломаются. Лопаты с металлическим совком дороже, но, тем не менее, стоит один раз потратиться на хорошую и удобную лопату. При выборе лопаты обратите внимание на то, как она легко и быстро разбирается. Если же под рукой ничего нет, то копать можно носом или хвостом доски. Естественно, эффективность такого метода слишком низкая.

-Если сноубордов достаточно, то свяжите из них форму для трамплина, в которую будете набрасывать снег. У этой формы должно быть три стенки - две боковые и одна дальняя.

-Теперь пришло время насыпать снег внутрь получившейся формы. По ширине насыпать снег стоит в два раза больше, чем ширина формы. Это нужно для того, чтобы верхняя плоскость трамплина была уже, чем его основание.

-Постоянно укрепляйте снег по бокам трамплина, это сделает его более прочным и не позволит осыпаться.

-Длина трамплина должна быть как минимум в полтора раза больше длины сноуборда. Кроме этого, трамплин не должен резко задираться вверх.

3) Окончание постройки:

-Укрепите трамплин со всех сторон, чтобы его конструкция стала еще более прочной. Сделать это лучше всего с помощью досок, так как они имеют большую поверхность, чем лопаты, и приминать снег ими гораздо удобнее.

-Теперь выровняйте вершину трамплина. Срежьте кантом доски все лишнее так, чтобы трамплин оканчивался гладким и ровным взлетом.

После того, как работа окончена, неплохо было бы насыпать на трамплин немного обычной соли. Это сделает его более твердым и не позволит разрушиться.

Инструктору об обучении.

Как вести себя с клиентом:

  1. Будьте внимательны с клиентом и заботьтесь о нем.

  1. Постарайтесь с первых минут понять, что нужно клиенту

Стройте свою работу с ним в зависимости от этого. Но в идеале вы должны воплощать все необходимые качества, ведь вы профессионал своего дела, умеющий общаться и быть приятным людям.

  1. Во время подготовки к занятиям - постарайтесь понять уровень подготовки клиента и постройте план работы с ним (если вы поняли, что он 0, значит, начинайте все с нуля).
  2. С первых минут общения с клиентом покажите ему, что вы обладаете способностями и профессионализмом и стройте занятия по своему плану, а не так, как ему хочется. При этом совсем не обязательно ''бить себя в грудь'', спокойные объяснения - лучшие доказательства того, что вы знаете, что делаете.
  3. Помните, клиент всегда прав, но не позволяйте из себя ''вить веревки''. Ведь вы лучше знаете, что ему нужно и на вашей ответственности его здоровье и безопасность.
  4. Будьте терпеливы и последовательны при выполнении плана обучения.
  5. Не беспокойтесь, если процесс идет не так, как бы вам хотелось (постарайтесь плавно направить обучение в правильное русло).

  6. Будьте всегда спокойны и внушайте спокойствие клиенту, если тому начинает казаться, что что-то идет не так.
  7. Подбадривайте клиента и не жалейте похвал даже за небольшие успехи.
  8. Расставайтесь с клиентом, как с лучшим другом и с сожалением, что занятия быстро закончились, и что было бы здорово продолжить занятия в любое удобное для него время.

Правила техники безопасности работы инструктора:

Для того чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность окружающих, инструктор обязан выполнять следующие правила

  1. К каждому занятию инструктор должен быть хорошо подготовленным: физически (быть здоровым и готовым к большим нагрузкам), технически (иметь инвентарь и форму в отличном состоянии), морально (работа с людьми в сложных условиях требует больший концентраций внимания).
  2. Во время подготовки к занятиям: убедиться, что ученик правильно экипирован.
  3. В начале и в процессе занятия: объяснить ученику основные правила нахождения и движения по трассам подъема, указав на все опасные моменты.
  4. Занятия проводить только в определенных для обучения местах (трассах).

  1. При необходимости использовать для обучения вспомогательный инвентарь (вожжи, шесты и т.д.).
  2. Ни на секунду не оставлять ученика без присмотра, даже если он сам этого захочет, вы отвечаете за его безопасность.
  3. Принять меры безопасности при появлении на трассах посторонних предметов, животных (т.к. они подвергают опасности себя и окружающих).

 

Лавины

Угроза схода лавин, к сожалению, будет существовать для сноубордистов и лыжников одинаково. Особенно на нетронутых снегах высокогорья. Нужно помнить, что при особых условиях лавины могут также пройти и на обычные трассы и склоны. Поэтому знать о них надо всем. Лавины бывают:

Лавины из сухого снега образуются после больших снегопадов при морозе. Неустойчивость снежного покрова объясняется слабым сцеплением кристаллов между собой. Массы сухого пылевидного снега устремляются вниз вследствие механического сотрясения склона или просто воздушной волны, резкого звука. Для людей эти лавины особенно опасны тем, что огромной силы (до 700-800кг\м) воздушный вал, идущий впереди снега, может превосходить скорость 200 км в час. Лавина движется широким фронтом, выкатывает в долину и перехлёстывает на противоположный склон. Уйти от таких лавин сложно а, а порой практически невозможно. Человек в снежной пыли рискует задохнуться.

Лавины из мокрого снега возникают после потепления. Скорость лавины значительно меньше (30-80км/ч), однако плотность снежной массы велика (400кг/м), и, попав в её толщу. Можно погибнуть от удушья: при остановке снег уплотняется ещё сильнее и человек оказывается в непроницаемом панцыре. Лавина из мокрого снега подобно снежному кому захватывает новые массы снега.

Лавины из снежных досок образуются после уплотнения поверхностного слоя снега под воздействием ветров. Снежные доски возникают под карнизами и гребнями, на перегибах склонов. Такие участки имеют вид надёжного, хорошо скрепленного снега, обнаружить снежные доски порой не легко.

Под коркой твёрдого наста находится рыхлый слой снега достаточно незначительного содрогания склона или воздушного толчка, чтобы сорвать лавину из снежных досок. Лавина имеет большую скорость и выйти из неё крайне сложно.

Бывают лавины смешанного типа. Например, лавина из сухого снега, идущая с высоты 3000-4000м, в нижней части увлекает влажный снег и при выкате в долину уже лавиной из мокрого снега. Всем туристам и альпинистам известно правило: лавины сходят там, где они сходили раньше. При рассмотрении особенностей маршрута, прежде всего, следует установить, не попадает ли он под пути возможного схода лавин. Наиболее опасны участки, находящиеся под кулуарами, жалобами, под лавиносбросниками, под перевальными ми гребневыми склонами. Большую опасность представляют вогнутые участки рельефа. Отрыв снега чаще всего происходит на перегибах, в местах перехода с пологого ската на крутой. Поэтому пересекать такие склоны следует несколько выше линии возможного отрыва. Места выходов лавин легко определить оп характеру высокой растительности ниже зоны альпийских лугов. Лавины уничтожают хвойные деревья и пригибают массы снега к склону стволы лиственных деревьев. О неустойчивости влажного снега свидетельствуют снежные катышки, ''улитки''. Трещины в снежном покрове указывают на то, что напряжения уже не могут быть сняты путем пластических деформаций снежной толщи. Трещины могут предвещать лавины из снежных досок и сухого снега. Серьезным предупреждением о неустойчивость снежного покрова служит ухающее оседание наста под тяжестью человека. Всякая резкая смена погоды, сильный снегопад, метель или дождь, оттепели или период теплых ветров, повышение влажности воздуха - отрицательно сказывается на устойчивости снежных масс на склоне. Не случайно большая часть лавинных обвалов происходит на южных склонах в самое теплое время дня от 12 до 16 часов. Считают, что лавинная опасность начинается примерно с 23 градусов, хотя лавины сходят и со значительно более пологих склонов.

При попадании в лавину

Увидев надвигающий поток снега, оцените его направление и скорость, его движение и попытайтесь уйти от лавины. Если стоит морозная погода и над лавиной клубится лыжная пыль, то эта лавина из сухого снега. Стремитесь уйти в сторону, на край потока и спрятаться под препятствие (скалу, камень, дерево, куст, бугор и выступ). Закройте рот и нос шерстяной шапочкой, платком, чтобы не задохнуться в снежной пыли. Закрепитесь, чтобы не быть сорванным лавиной. Лавины из мокрого снега имеют меньшую скорость. Правильно выбрав путь, можно уехать от нее, если сначала уехать вниз, чтобы разогнаться, а затем длинной отлогой дугой на большой скорости выскочить в бок на гребень или на контруклон. Если вы оказались в зоне зарождения лавины, или лавина еще не набрала скорость, то удержаться на склоне можно, засунув глубоко в нижние слои снега руки, пригнувшись, дать лавине пройти сверху по спине. Основное условие сохранение жизни в остановившейся снежной массе - обеспечить воздух для дыхания. Поэтому, следует во что бы то ни стало в последний момент, когда движение снега замедляется, сгруппироваться, подтянув ноги к животу, прикрыть рот руками и постараться расширить в снегу воздушное пространство перед лицом и грудью. Будучи засыпанным, бороться за жизнь, одолевая страх и возможность шока. Найдите, если это возможно, более прозрачный участок снега. Попытайтесь туда пробиться. Если не видно просветов, то попытайтесь определить направление "верх-низ" (например, почувствуйте, куда стекает слюна) и пробиться вверх. Не тратьте силы и время на пустые крики. Поисковые работы вести быстро, не прекращать до тех пор, пока не будут спасены пострадавшие. Известны случаи нахождения живых людей в лавинах в течение нескольких суток. Если не удается добраться до оказавшихся в лавине людей через 30 минут, позовите помощь. Из ближайших турбаз, альплагерей, населенных пунктов можно вызвать спасателей поискового отряда. Оставшиеся продолжают попытки спасения самостоятельно.

 

 

Медицинская помощь

Никогда не проходите мимо людей, получивших травму и нуждающихся в помощи, но главное следуйте правилу не навреди. В сущности, первая медицинская помощь сводится к тому, чтобы свести к минимуму болевые ощущения, последствия шока и кровотечения до приезда спасателей и квалифицированной помощи. Прежде всего, определите, что у человека травмировано. Отстегните доску или лыжи. Примите меры, чтобы травмированное место было в полном покое, положите пострадавшего так, чтобы он не промок и не замерз. Следите, чтобы человек не терял сознание, не создавайте паники. Не пытайтесь самостоятельно вправить вывихнутые суставы и конечности. Если повреждена стопа то расстегните но не снимайте ботинок. Если травма не серьёзная то не забывайте, что двое суток покоя полезнее попыток справить последствия с помощью физических нагрузок (приседаний бега прыжков и т. д.) которые только усугубят последствия. Дайте организму восстановиться самому, если нет нужды во врачебном вмешательстве.

Обслуживание и ремонт досок

 

Точим канты


Заточка кантов сноуборда - это немного больше, чем просто движения напильником туда-сюда до появления усталости в руках. Качественное выполнение этой операции требует определенного понимания принципов заточки от того, в чьих руках находится инструмент.

Что же значит наточить кант? Это значит прецизионно выдержать углы четырех граней канта для придания доске совершенно определенных характеристик поворачиваемости и устойчивости на дуге. Четырех? Нет, автор не сидел по два года в каждом из начальных классов. Дело в том, что на поведение доски в равной степени влияет как базовая, так и боковая грань канта.
Кант начинает свою жизнь с углом ровно 90 градусов. Но изменение этой величины для настройки сноуборда под конкретного райдера или определенные характеристики снега вполне возможно. Изменение угла базовой грани канта влияет на поворачиваемость доски, бокового - на способность доски держаться в дуге.

Угол измеряется между гранью канта и плоскостью базы (для нижней грани) и перпендикуляром к плоскости базы (для боковой). Речь идет о совсем небольших отклонениях - в пределах 1 - 2 градусов для базовой грани и 1 - 5 градусов для боковой. Сочетание углов заточки обоих граней канта и создает его общую геометрию, складываясь в общую величину угла заточки канта. Например, если боковая грань сточена на 4 градуса, а нижняя на 1 градус, получится следующая величина угла заточки канта: 90-4+1=87 градусов. Впрочем, эта величина сама по себе мало что показывает - ведь одинаковый общий угол может получиться при разных сочетаниях нижнего и бокового углов.

Помните, что заточка боковых граней всегда производится после того, как нижние уже оттюнингованы. В большинстве случаев острый угол заточки дает преимущество над стандартными 90 градусами. Тупой же угол на жестком склоне держит пугающе плохо. Впрочем, в свежем пухлячке всякие вопросы о канте вообще отпадают.

Так каково же влияние угла заточки на поведение доски? Чем ближе угол нижней грани к стандартному (то есть параллельно подошве), тем легче доска заходит в поворот. Совсем небольшого усилия райдера достаточно для того, чтобы кант врезался в снег, и доска вошла в дугу. И наоборот, сточив нижнюю грань на 1 - 2 градуса мы получим доску, требующую от райдера наклона на несколько больший, чем обычно, угол для входа в поворот. Подбор нижнего угла очень индивидуален. Если вы предпочитаете, чтобы доска мгновенно переходила из одной резаной дуги в другую - не стачивайте кант. Если же хотите спокойного катания - смело снимайте градус-другой. Тому, кто носится, как угорелый, тоже может быть, полезно снять пару градусов - это позволит легче контролировать предельные скорости за счет небольшого снижения чувствительности доски и уменьшит риск падения вследствие случайно "пойманного" канта.

С углом заточки боковой грани все проще - вам легко почувствовать, насколько хорошо доска держится в повороте. Для эффективного ведения точной дуги на жестком обледенелом склоне больше подходит доска с заостренной на 4 - 5 градусов боковой гранью канта. И, наоборот, в мягком снегу хорошо работает и стандартный 90 градусный кант.

Если вас удивляет, зачем нужно столько возни, когда доску уже точили на заводе, вспомните, что любой производитель вынужден готовить доски только к использованию в стандартных условиях. А точная настройка доски "под себя" позволит вам открыть ее новые качества...

Лечим скользяк.


Иногда все ясно с первого взгляда. Глубокие рваные раны на скользяке вкупе с оторванными участками канта и трещинами деревянной сердцевины требуют вмешательства профессионального мастера с тренированными руками и специальным оборудованием. Но менее катастрофические последствия встречи с камнями можно устранить и самостоятельно, не смотря на скромный запас инструментов и отсутствие опыта.

Для начала очень важно тщательно обследовать пострадавшую поверхность для обнаружения всех повреждений. Кроме очевидных царапин следует обратить внимание на возможное разрушение канта и отслаивание кантов, боковин или капа. Близко рассмотри место повреждения на подошве. Прошла ли царапина сквозь покрытие скользяка? Проверь пластик вокруг царапины. Если он светлее остальной подошвы, это означает только одно - произошло отслоение материала скользяка от основы. Четко определив характер повреждений, приступаем к делу.
Используя макетный нож или остро заточенное полотно, срезаем весь выдавленный или разлохмаченный пластик. Очень важно также полностью удалить все побелевшие участки отслоившегося покрытия. Пренебрежение этой операцией катастрофически сказывается на качестве всего ремонта. Некоторые авторы советуют срезать пластик таким образом, чтобы образующаяся кромка имела острый угол. После заливки такого участка пломба будет иметь в сечении как бы форму трапеции с основанием на вудкоре, за счет чего будет прочнее держаться. В данной статье этой рекомендации нет. После очистки раны ее надо продезинфицировать. Думается, лучше всего применить протирку спиртом. Он доступен, относительно нетоксичен, а остатки очень легко утилизировать. Но помни, что спирт горюч, так что затуши свою сигаретку и держись подальше от любого другого открытого огня. В продаже можно найти и другие средства для обезжиривания.

Если повреждение обнажает поверхность сердцевины или внутреннюю структуру канта - их следует покрыть тонким слоем быстроотверждающейся эпоксидки. Если есть возможность ждать до завтра - пойдет и обычная. Это позволит пластику качественно приклеиться к основе. Дело в том, что этот материал, обладая очень высокой адгезивностью по отношению к аналогичным пластикам, очень плохо держится на дереве, стеклоткани и стали.

Для заливки поврежденного скользяка используется разные способы. Качество ремонта зависит от его техники и твоего внимания к деталям. Самый распространенный способ ремонта в домашних условиях (почти не применяемый в мастерских) - использование - палочек из пластика P-tex. Такую свечку разогревают до плавления на пропановой горелке (не используй для этого зажигалку - она бутановая и может рвануть прямо у тебя в руках), и расплав капают в заливаемую царапину. Требуется некоторая сноровка, чтобы получить чистую, не закопченную заплату. Черная примесь копоти в заплате снижает качество ремонта и очень плохо смотрится. Трюк в том, чтобы поддерживать ремонтную свечу горящей слабым голубым пламенем. Возьми в свободную руку небольшую металлическую пластину, например скребок, который тебе все равно потом понадобится. Держи горящий конец свечи очень близко (в паре миллиметров) от пластины и прямо над ремонтируемым участком, стряхивая капли расплава на подошву доски. Появление желтого пламени означает превышение оптимальной температуры горения и появление в продуктах горения угля - и черноты в твоей заплатке. Если это все же случилось, счисти испорченный слой пластика скребком. Когда царапина будет заполнена, отциклюй поверхность скользяка. После небольшой практики ты будешь ставить идеально чистые заплатки просто мастерски. Впрочем, желаем тебе тренироваться по реже...

Выбор же настоящих профессионалов - экструзионный пистолет. Это приспособление работает аналогично клеящему электропистолету, расплавляя P-tex, но, не поджигая его. Размягченная пластиковая масса выдавливается через специальную насадку-экструдер прямо на повреждение и разравнивается еще в пластичной фазе металлическим скребком.

Смазка доски

Теперь все готово к покрытию скользяка мазью. Его пластик должен быть чистым и сухим. Выберите мазь, подходящую для планируемых условий катания. Все профессионалы имеют устойчивые предпочтения мазей и их комбинаций, зачастую превращая их выбор в религию. Опять-таки, в этом случае тоже есть смысл поискать хорошего совета у местного гуру в ближайшей мастерской. Когда выбор сделан, приступайте к работе, строго следуя инструкции производителя мази. И постарайтесь не вдыхать пары - многие из этих сильно фторированных мазей весьма ядовиты.

Всегда соскребайте излишки мази как можно тщательней. Чем тоньше слой мази, тем выше скорость. Это особенно справедливо при катании в очень холодную погоду. Тщательно полируйте щеткой каждый слой мази (да-да, тюнинг доски на профессиональном уровне подразумевает многослойное покрытие), добиваясь ее распределения в тонкий слой и очистки от излишков мази всех структурных неровностей скользяка.

После того, как все слои мази будут наложены, а доска остынет до комнатной температуры, проведите окончательную полировку длинными продольными движениями мягкой нейлоновой щетки. Скользящая поверхность должна приобрести глубокий ровный блеск.

 

Физическая подготовка

Для хорошего сноубордиста, да и для любого спортсмена нет закрытия сезона. Старайтесь всегда в любое время года быть в хорошей спортивной форме. Спортивная активность должна стать образом вашей жизни, это стержень, который поможет вам перенести стрессы и невзгоды нашей жизни. Чтобы сохранить хорошую спортивную форму в межсезонье, можно посоветовать следующее: занятия скейтбордингом не дадут забыть вашему вестибулярному аппарату основные движения и стойку, занятия фристайлом на скейте вырабатывают смелость в выполнении прыжком и трюков, которые зимой можно сделать на сноуборде. Также хорошо покататься на скейте по асфальтовым дорожкам с небольших горок. Выработать в себе выносливость вам помогут занятия на горном велосипеде (езда по пересеченной местности). Также можно посоветовать бег по ступенькам вверх и вниз. Хорошая тренировка на выносливость - игра в большой теннис. Если вы поклонник коллективных игр, то занятия футболом, баскетболом, волейболом также помогут вам выработать в себе сопротивляемость к нагрузкам. Также хорошо выработать в себе мышечную силу, вот к примеру, один комплекс упражнений: этот комплекс называется облегченным, главное его преимущество - возможность заниматься в любом месте. Все упражнениями выполняются сериями по 10, 15 или 20 раз, согласно их характеру паузами для восстановления. Примеры:

Все эти упражнения могут выполняться во время выполнения занятий ходьбой на свежем воздухе при использовании деревьев и других предметов в качестве опор. В перерывах между упражнениями для восстановления сил и дыхания займитесь ходьбой. Не забывайте про мышцы живота и спины - они залог правильной осанки, они поддерживают скелет. Оба типа мышц работаю одновременно, чтобы избежать потери равновесия. Упражнения выполняются лежа на спине без прогиба:

Дыхание - важный элемент выполнения подобных упражнений. Правило: выдох при нагрузке и вдох при подготовке. Если вы не тренированный человек, то начинайте спокойно, без рывков (перегрузок). Не пытайтесь превзойти самого себя с первых же дней. Ваша цель достижение регулярности в нагрузках и в системе занятий. Избегайте нудных тренировок, занятия спортом должны приносить удовольствие.

назад