Всероссийская Ассоциация Горнолыжных Инструкторов
Новости
События
Мероприятия (отчеты)
Регионы
ВАГИ
INTERSKI
Библиотека
Фотовернисаж
Ссылки
Фото-отчеты


Книги
Методика
Самоучители
Безопасность
Приключения
Видео
Периодика




ГОРНОЛЫЖНАЯ НОРВЕГИЯ НА КОЛЕСАХ

Заметки о путешествии по Скандинавии под Новый 2006 год с лирическими оступлениями и размышлениями о жизни бренной. Владимир Городзейский »»»

HELY SKI - КАК ЭТО БЫЛО

текст статьи в формате word текст статьи в формате html Дмитрий Шишков

ГОРНОЛЫЖНАЯ НОРВЕГИЯ НА КОЛЕСАХ

Писателем может стать каждый. Нужна бумага и отсутствие более интересного занятия. А так как после возвращения из Норвегии у меня оставалось несколько свободных дней, то я и решил стать писателем, а Вы, читающие сие повествование, поневоле превратились в читателя. В связи же с тем, что любая, даже самая яркая мысль, положенная на бумагу становится плоской, вынужден просить у Вас, дорогие читатели, всяческого снисхождения.

Итак, 27 декабря в 5.20 стартовали из Москвы. Расстояние до Отрадного (пригород Санкт-Петербурга) 707 километров преодолели за 9 часов 40 минут. Самые поганые гаишники – тверские – ещё спали, а посему всё прошло гладко. Самая поганая дорога – новгородская – выпала на светлое время и поэтому тоже показалась сносной. Машина набита до отказа: на крыше в боксе фирмы TULE пять пар лыж, столько же пар лыжных палок и ботинок. Всё это придавлено комбезами, покоящимися в чехлах для одежды. В багажнике шмотки, продукты и прочая, прочая, прочая…В салоне кроме нас – гитара, детский горшок, DVD-проигрыватель (брали зря), еда, питье, детские игрушки, не вошедшие в багажник вещи… В Отрадное прибыли в 15.00, где остановились в коттедже у наших знакомых, которые присоединились к нам в нашем дальнейшем путешествии.

Следующий день ушел на закупку продуктов и заталкиванию их в еще свободные уголки и щели. Путевки не предусматривали организованного питания, а т.к. еда в Норвегии очень дорога, то закупке продуктов мы уделили самое серьезное внимание. 29 декабря в 5.30 уже двумя автомобилями (7 взрослых и 2 ребенка, второй автомобиль Toyota RAV 4) стартовали из Отрадного и через пустынный ночной Санкт-Петербург выехали на Выборгское шоссе. Расстояние до границы с Финляндией (Торфяновка – Валимаа)– 250 километров. 95-й бензин на границе с Финляндией – 19.20 за литр. Очередь на границе на удивление небольшая. Российский таможенник нехотя заглянул в верхний бокс, запустил руку в багажник(ничего не вытащил) и махнул – проезжайте. На нейтральной полосе заезжаем в Duty free, в результате чего автомобиль тяжелеет на 1 литр «Финляндии» и какого-то ликера.

За будкой паспортного контроля финский таможенник махнул нам рукой, дескать, не заморачивайтесь, граждане, не останавливайтесь, не выходите из машины, не открывайте ваши багажники, не показывайте то, что вы незаконно хотите ввезти в страну и езжайте себе с богом. Так что все наши опасения насчет взятого с собой мяса, молока и прочих запрещенных к ввозу продуктов не оправдались, за что финской таможне большое человеческое спасибо!

Вперед! На Турку! Турку – небольшой старинный город – порт на западе Финляндии. Ехали по указателям, которых ровно столько, сколько надо и на которых кроме названий трасс и пунктов в самом городе нарисован пароход. Сам паром увидели издалека – огромный, весь в огнях, в три раза больший, чем весь морской вокзал. Забегая вперед, скажу, что наблюдая разгрузку, я насчитал, как из огромных кормовых ворот парома выехали 36 фур и бессчетное число легковушек. Паромная компания, которой принадлежал паром носит гордое название «Викинг», а сам паром – нежное «Изабелла». Это целый плавучий город с магазинами, казино, ресторанами, дискотеками и т.д. Каюты, естественно, разные – от роскошных до самых скромных, не лишенных, впрочем, всех необходимых удобств. Угадайте, в какой каюте мы расположились? Сделали финскому берегу ручкой, а после экскурсии по кораблю завалились в каюту, где нарезали купленного в Москве сала, которое классно пошло под водочку, ехавшую в верхнем боксе и потому имевшую нужную температуру.

Во что нам обошелся паром: два автомобиля плюс две каюты – 350 евро. Нас 7 взрослых. Делим на 7, получаем 50 евро на человека. Мне кажется, это недорого. Под глухой рокот машин, после долгой дороги, душа и выпитой водочки ночь на пароме показалась одним мгновением. В 9 утра мы в Стокгольме. Из порта выехали самым чудесным образом в нужном направлении. До сих пор не пойму, как это получилось. С Е4 поворачиваем на Е18 и вперед на запад. Скоростной режим в Швеции такой же, как в России – 90 на шоссе и 110 на автострадах. В Финляндии – всё на 10 км/ч меньше. Большинство ездит с небольшим превышением – примерно на 10 - 15 км/ч. Не больше! Так мы и ехали. Все даже днем обязательно идут с ближним светом. По встречной не ездит никто! Нарушения фиксируются установленными по трассе автоматическими контроллерами. Штрафы - сумасшедшие!!! Однако как минимум за 500 метров до контроллеров установлен щит, на котором вежливо написано, мол, уважаемый товарищ, Ваша скорость контролируется и поэтому убедительно просим войти в пределы. Сразу замечу – проехав три скандинавские страны, побывав во всех трех столицах, мы не видели ни одной автоаварии, ни одного хама ночью не выключающего дальний свет и (внимание!) ни одного гаишника!!!! Теперь я знаю, почему в скандинавских странах так высока продолжительность человеческой жизни – там нет придорожных ментов!!!

Только выехали из Стокгольма – пошел снег. Дороги у скандинавов не чистятся, точнее не чистятся до асфальта. Просто посыпаются какой-то крошкой. Но так как посыпать они не успевали, во всяком случае, 70-ю трассу, на которую мы свернули с Е18 (Стокгольм – Осло), то вскоре дорога превратилась в настоящее испытание. АВS – прекрасная штука! Убедился.

Чем ближе к Норвегии, тем дорога всё больше уходила в горы, становилась пустыннее и уже. Там, где по плану должна быть дорога под номером 297, оказалась 311-я. Но мы не заблудились. Всё верно. Недалеко от границы видели двух лосей. Близко. Бегают по сугробам с завидной скоростью.

Лирическое отступление
Что в Финляндии, что в Швеции есть два «украинских» городка с характерными названиями – Salo и Sala соответственно.
И ещё: проехав через всю Швецию от Стокгольма до горнолыжного курорта Трисил (Трюсиль) в Норвегии наши машины остались в том же девственно чистом состоянии, в котором мы после мойки в Турку заехали на паром. Мойка в Турку – 2 евро 5 минут. Моешь сам на морозе на улице под навесом. И ничего не замерзает - чудеса!
Бензин.
92-го нет. Есть 95-й и 98-й. Мой - 95-й.
В Финляндии – 1,2 евро за литр.
В Швеции – от 10,9 до 11,2 Kr ( 1Kr = 3,5 рубля, примерно или 1 евро = 9 –9,5 крон.)
В Норвегии – от 10,9 до 11,1, но уже норвежских крон. 1 NOK = 4,5 рубля.

Границу с Норвегией едва заметили. Находится на горном перевале. Через 15 минут спускаемся вниз, переезжаем через мост над речкой «Трисилкой» и поворачиваем направо к уже горящему огнями горнолыжных трасс Трисилу. Поплутав, находим Трисилтуристцентр (слова у них все длинные и для языка русского туриста плохо выговариваемые), где получаем ключи от домика и скипассы на все дни катания. Домик нафарширован всем необходимым так, что поражает всякое воображение: три спальни ( две трехместных, одна двухместная);
гостиная с TV, DVD, караоке, магнитофоном, камином с запасом березовых дров, брикетов и жидкостью для растопки, массой всевозможной посуды и кучей мелочей от свечей до статуэток, от салфеток до подушечек, которые делают дом живым и уютным;
кухня, оборудованная всевозможной техникой (чайник, посудомоечная машина, СВЧ, тостеры, духовки и т.д. ) и имеющая запас кофе, чая, кетчупов, необходимой химии и пр.;
туалетная комната с подогреваемыми полами и душевой кабиной;
сауна – небольшая, но на деле классная;
сарай, в котором запас угля, мангал, метлы, лопаты, лыжные палки, ведра, одна пара лыж, три бутылки вина и бутылок шесть шведского пива;
сушильный шкаф для перчаток, горнолыжных ботинок и прочей обуви.
Домик с тоненькими стенками, но удивительно теплый. Всё притянуто (шурупы они не забивают молотком, а притягивают отверткой!), ниоткуда не дует, стеклопакеты, на крышах растут елочки – фантастика!

Обошелся нам дом с въездом 30 декабря и выездом 10 января в 1580 евро. Кстати, в таком домике легко может разместиться компания в 10-12 человек.

От горы дом в 3-х километрах от дороги. Это не страшно. Лыжи ночуют в машине в верхнем боксе и утром грузим только высушенные ботинки.. Через семь минут мы на горе.
Домики друг от друга в 100 метрах. Вокруг елово-сосновый лес, поэтому елочку под Новый год наряжали непосредственно у домика. Туда же сложили все подарки. Лес весь в снегу, снег белый-белый, чистый-чистый. (После возвращения в Москву пошли погулять с ребенком на улицу – снег черный, грязный, многие кучи собачьего дерьма прямо на детской площадке… Тьфу!!!)

На шестой день нашего пребывания в Норвегии решили съездить в столицу Норвегии – это в 220 километрах к югу от Трисила. Автострада (!) по одной узкой полосе в каждую сторону и иногда полосы для обгона. Половина пути – через горы. Проезжали несколько милых и ухоженных небольших городков.
Сам Осло не вписывается в ряд европейских столичных городов. Население всего около полумиллиона человек. Тем не менее есть метро (несколько веток) и скоростной трамвай. Исторический центр невелик с главной улицей Карлюхансгата, идущей от вокзала до Королевского дворца. Здесь основные магазины, сувенирные лавки, здание парламента , национальный театр, городская ратуша. Особой старины в городе нет. В 1621 году город сгорел дотла. После этого триста лет город носил название Кристиания в честь короля, при котором город был отстроен заново. С тех пор Норвегия была и под датчанами и под шведами и обрела независимость лишь в 1925 году, после чего городу было возвращено древнее название – Осло. Ориентироваться в городе легко – улицы идут строго параллельно и перпендикулярно. В городе куча памятников знаменитым норвежцам.
Парковка нам обошлась в 60 NOK за 2 часа на каждую машину. Помножим на 4,5 и получим 310 рублей. Недешево. По последним данным, Осло – самый дорогой город мира! Дорого в Норвегии всё: молоко – 10,5 крон за литр, хлеб – 19-20 крон, сметана (250 г) – 15-20 крон, мясо – 70 – 90 крон, мука – от 5 до 17 крон, кофе в зернах – 117 крон за 1 кг.
Музеи в Осло:
Национальная галерея – вход свободный. Остальные – от 15 до 40 NOK. Можно купить туристическую карту за 150 крон, по которой можно войти в любой музей, ездить в течение дня на любом виде транспорта и парковать машину в любом парковочном месте. Уровень жизни в Норвегии очень высок, самый высокий в Европе. Вырос он после освоения нефтяных месторождений в Норвежском море, которые были обнаружены лишь в 1965 году. Странно, но уровень жизни вырос у всего населения. У нас же светлое будущее преимущественно принадлежит людям с темным прошлым.
Погуляв по городу два часа, прилично замёрзли. Ощущается, что город стоит на море. Фьорд здесь очень большой, но, видимо, не самый красивый в Норвегии. Наверно, летом здесь красиво. Но зимой всё серое, тихое и унылое – и море, и небо, и дома, и люди, которых даже на главной улице очень немного. Покой улицы нарушал рыжий норвежец, нараспев предлагавший какой-то журнал, на обложке которого улыбался беззубым ртом какой-то бородатый мужик, да два пацана, пытавшиеся оторвать нос у тролля, стоявшего у дверей уличного кафе. Оказались детьми русского туриста. Выезжая из Осло, промахнулись и попали на дорогу, шедшую вдоль фьорда. Километров сорок добавились к обратной дороге. Но зато посмотрели фьорд во всей красе. Большая часть обратного пути – в темноте. Приятного мало, даже с моим опытом. Ледяная узкая горная дорога – не для слабонервных.

Сам Трисил – небольшой аккуратный городок, своим существованием обязанный горам и живущий за счет горнолыжного курорта. Трасс много, на любой вкус. Четыре шестикресельных быстроходных подъемника и куча бугельных одиночных и двухместных швабр. Процентов 25 трасс были закрыты по причине неготовности. Снега в этом году меньше, чем обычно, а снежные пушки стоят не на всех склонах. Всего снизу можно подняться на 700 метров.Есть несколько черных трасс и одна «экспертная» с углом наклона 45 градусов.По ней никто не ездит. Я сподобился – поободрал лыжи из-за нехватки снега. Черные трассы ничего общего с Чегетом не имеют – ни бугров, ни камней, ни чегетской крутизны. А черные они лишь потому, что чуть покруче красных. Много трасс для чайников и для детей. Для них бугель бесплатный. И вообще для детей при условии, если они катаются в шлемах, любые подъемники бесплатны. Ребенка можно сдать в горнолыжный детский сад. Их там учат, с ними играют, для них есть целый детский городок. Нашу Дианку, которой только в конце января исполнилось 4 года, мы в детский сад не сдавали. Учили сами. Первый день орала, что боится. Потом купили ей упряжь - вокруг бедер крепеж и вожжи. Едешь сзади, придерживаешь и направляешь. Два дня поездила в упряжке, сначала ревела, потом привыкла, а через два дня поехала сама, с поворотами. Тормозит плужком. То есть нереально быстро стала кататься. В крайний день сделала 5 (!) спусков - 3 по зеленой трассе, один по синей и один по красной! Я даже предположить не мог такого.

Вечером жизнь в городе и туристическом городке замирает. Закрыты кафе, магазины. Ночного катания, несмотря на рекламу не было. В пятницу и субботу одна дискотека до 2 часов ночи. Здесь отдыхают и катаются в основном с детьми и по вечерам сидят по своим домикам. На улице – никого! Приедешь один – застрелишься от скуки на второй день!

Рано утром 10 января выехали в обратный путь. Темно. Как назло повалил снег. Часа два ехали со скоростью не больше 50-60 км/ч. Потом пошло побыстрее. К парому приехали часа за четыре до отхода, а т.к. порт находится практически рядом с историческим центром Стокгольма, то мы естественно этим не преминули воспользоваться. Потрясающе красивый город! Всё-таки не зря там живет Карлсон и Пеппи – Длинный чулок. Вот туда бы я с удовольствием вернулся и не на один день. Паром другой, но такого же класса. Называется «Амарелла». Ужин, шведский стол – 23 евро. В 7.15 утра мы в Турку. Завтрак в кафе на заправке (шведский стол) – 5 евро. В Хельсинки на два часа заехали в торговый центр. Вдоль окружной, как и в Москве, их масса. Встречаются знакомые названия – ИКЕЯ, СТОКМАН и другие. АШАНА нет. Вот и граница. Финнов прошли быстро. А вот и Родина! Сердце обрадовалось и забилось учащенно. В голове песня Шевчука «Родина! Еду я на Родину…» Простояли на нейтральной территории около трех часов. Пересменка у них, видите ли! Когда же наконец подъехали к паспортному контролю, то в ответ на наше «добрый вечер» услышали: «Вечер добрым не бывает! Ни для кого!». Попробуй не поверить, что ты действительно вернулся на Родину. Черт побери! Чем больше я узнаю таможенников, тем больше мне нравятся гаишники. Добрые дела, естественно, делать легче, но что те, что другие не ищут лёгкой жизни. Аналогично с погранцами. Это, конечно, не те пограничники, которых я знал по Терсколу. Это жирные коты, считающие всех своих сограждан, возвращающихся из-за границы своими личными врагами, а таможенники - своими обязательными спонсорами. Совесть не может отыскать себе места в организмах этих ребят. Короче, Родина, в лице упомянутой категории чиновников и присоединившихся к ним после Санкт-Петербурга дорожных бандитов – гаишников, надавала нам по мордам, впрочем, надо заметить, мы успешно отбились . Короче, если трезво взглянуть на нашу действительность, то возникает мгновенное желание напиться. И всё-таки, несмотря ни на что, общее впечатление – ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ!

Маршрут: Москва – Санкт-Петербург – Выборг – Торфяновка – Валимаа – Турку- Стокгольм – Трисил ( 1 840 км в одну сторону не считая пути на пароме).
Общий пробег за время путешествия – 4 280 км
Атомобиль KIA SHUMA II («Чумка») 2004 года выпуска. Ни одной поломки. На обратном пути под Новгородом поймал в лобовое стекло камень. Итог – трещина. Но это не вина автомобиля.
Общая сумма затраченных средств из расчета на 1 взрослого человека – 650 евро.
Вполне!

С чувством выполненного долга и пожеланиями Госпожи Удачи, Ваш Владимир Городзейский
31 января 2006г.



Обучение
Подготовка инструкторов
Работа инструктором




(495) 372-05-24,
dir@arasia.ru










Fischer


Союз
образовательных сайтов Member of skinet topsites Яндекс цитирования